Через призму гротеска: художник «Областной газеты» Максим Смагин на «Красной строке» расскажет о роли карикатуры в печати

Без его рисунков не обходится ни один спецпроект издания

Карикатура как явление массовой культуры невозможна без печати. Даже сейчас, когда большая часть изданий выходят только в Сети, старейшие сатирические журналы продолжают выпускать бумажную версию. «Областная газета» от них не отстает: в каждом субботнем номере выходит графическая история Максима Смагина. Более того, без его рисунков не обходится ни один спецпроект издания. 24 августа в рамках выездной редакции «ОГ» на «Красной строке» художник, основатель и директор Музея карикатуры проведет творческую встречу.

— Максим, что вы будете показывать и рассказывать сегодня?

— Хотелось бы рассказать о героях карикатуры из области литературы. Как художники XIX и XX веков реагировали на те или иные явления или людей. Есть писатели, которые были особенно любимы карикатуристами. Естественно, не могу обойти вниманием 225-летие Александра Сергеевича Пушкина, тем более что в Музее карикатуры сейчас идет выставка, посвященная ему.

Надо сказать, что первыми карикатуры на писателей стали делать французы. Там был ряд замечательных художников, которые посвящали свои работы Золя, Дюма и прочим литераторам, потому что они были значимы для общества, интересны. Если вкратце, тема сегодняшней встречи — литература в фокусе карикатуриста.

— А уральские писатели становились объектом карикатуры?

— Естественно. Тот же Павел Петрович Бажов. Первые карикатуры на него появились в 1920-х годах. Один из лучших карикатуристов своего времени Геннадий Ляхин первым сделал шарж на Бажова. Не все позволяли себе такую вольность, поэтому на Бажова мало шаржей, но они есть. Дмитрию Наркисовичу Мамину-Сибиряку была посвящена первая полоса одного из юмористических журналов, и это показывает, насколько он был интересен для всей страны. На творческой встрече я представлю эту карикатуру. Можно будет увидеть Дмитрия Наркисовича таким, каким его видели художники XIX века.

— В чем, на ваш взгляд, цель карикатуры в печати?

— Карикатура — это возможность взглянуть на какие-то темы под интересным, ироническим углом. Слово «карикатура» происходит от итальянского глагола «нагружать», то есть это рисунок, имеющий несколько смыслов, подтекстов. Поэтому их интересно рассматривать и пытаться понять, какие проблемы хочет затронуть художник.

Для СМИ это еще один способ привлечь внимание к каким-то событиям. Всегда интересно представить свое видение явления и при этом быть актуальным. Карикатура тем и отличается, что представляет что-то не в каноническом ключе, а в виде авторской интерпретации. Это всегда искажение, гротеск.

— Карикатура традиционно выходит именно в прессе. Почему?

— Я за традиционные способы распространения, то есть печатные. Потому что они не подвержены влиянию времени, в отличие от интернет-изданий. Когда я открываю какие-то ссылки на публикации карикатуры в Интернете, часто они, к сожалению, недоступны. Либо сайта больше нет, либо хостинг устарел. Недолговечность интернет-носителей становится очевидной.

Сам по себе рынок печатной продукции сократился. Газеты и журналы уходят в интернет-пространство. Только «Областная газета» позволяет себе такую роскошь как карикатурист. Сейчас профессиональных карикатуристов мало, потому что этим не заработаешь на жизнь. Но я верю, что настанет ее ренессанс.

— В прошлом году Музей карикатуры, который вы возглавляете, переехал в новое помещение. Стало ли больше выставок, экспонатов?

— Да, у нас приближается первая годовщина. 29 августа мы открылись на новой площадке — Бажова, 55. Сейчас, по прошествии года, хочу сказать, что проект существует, развивается. Было проведено несколько интересных, оригинальных выставок. В день годовщины мы откроем выставку художника из Калининграда Игоря Пащенко. Сейчас в музее представлена выставка о карикатуре времен Первой мировой войны — о том, как эти кровавые события были отражены на страницах журналов стран Тройственного Союза и Антанты. Количество экспонатов постоянно растет. Сейчас у нас около трех тысяч оригинальных карикатур и около полутора тысяч журналов, в том числе уникальные дореволюционные издания. Еще есть библиотека карикатуры — порядка тысячи книг.

Творческая встреча начнется в 14:00 по адресу: Музей архитектуры и дизайна УрГАХУ (ул. Горького, 4а, 2-й этаж, творческое пространство IDesign). Вход свободный.

Ранее «Областная газета» писала о том, что гости фестиваля «Красная строка» смогут бесплатно отправить «литературные» открытки из Екатеринбурга.

Опубликовано в №188 (9999) от 24 августа 2024 года.

«Фолк-перекресток»: Уральский центр народного искусства объединил в День народного единства жанры и регионы России

Буквально накануне, в первые дни ноября, Уральский центр народного искусства принимал на своей площадке Всероссийский фестиваль...

Премьера мюзикла «Василиса» состоялась в парке «Россия — моя история» в Екатеринбурге

В историческом парке «Россия — моя история» 4 ноября также прошли мероприятия, посвященные Дню народного единства. На площадке...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также