На площадке выездной редакции «Областной газеты» в рамках II Международного книжного фестиваля «Красная строка» прошла творческая встреча с художником, основателем и директором Музея карикатуры Максимом Смагиным. Он рассказал об истории карикатуры, ее особенностях и том, почему решил посвятить этому жизнь.
— Попадания в стилистику никакого! — сетует Максим Смагин, рассматривая картинки, сгенерированные искусственным интеллектом (ИИ).
На протяжении четырех лет он ежедневно трудится над созданием шедевров, оживающих на страницах «Областной газеты». Но на встрече перед ним стояла непростая задача — отгадать стиль живописца, который пытался скопировать ИИ. Авантюру поддержали гости встречи, и после долгих, не увенчавшихся успехом попыток, мы пришли к выводу, что уникальность творческого таланта заключается в его неповторимости. На этой ноте начинался разговор о «книгах, литературе и литераторах в карикатуре».
— Карикатура — это возможность взглянуть на какие-то темы под интересным, ироническим углом. Слово «карикатура» происходит от итальянского глагола «нагружать», то есть это рисунок, имеющий несколько смыслов, подтекстов, — поясняет Максим Смагин.
Первыми карикатуры на писателей стали делать французы. И вот, спустя почти два века, с экрана на нас смотрят «большеголовый» властитель дум Виктор Гюго, мушкетер Александр Дюма, путешественник Жюль Верн и другие писатели XIX века. Чтобы добиться комического эффекта художник, по мнению Максима Смагина, должен поставить своего персонажа в интересную и необычную ситуацию, сделать акцент на каких-то чертах в его образе.
В России расцвет карикатуры пришелся на начало XX века. Именно в это время в большом количестве выходили сборники с шаржами на русских классиков, издавались сатирические журналы, среди которых и уральский «Гном», появлялись творческие объединения. Особенной популярности и признания добились «Кукрыниксы». Объектами их карикатурных насмешек стали Антон Чехов, Федор Достоевский, Николай Некрасов и другие литературные гении. На вопрос слушательницы о важности профильного образования для художника Максим Смагин отвечает, опираясь на собственный опыт.
— Художником-карикатуристом может стать человек, который не имеет профильного образования, но имеет ироничный взгляд и своеобразное мышление. Многие мэтры пришли в карикатуру из технических вузов. Я с детства любил рисовать. В 1976 году, будучи в четвертом классе, послал свои работы в «Крокодил» и получил лестный отзыв. Мне сказали: «ваши работы несовершенны, но у вас есть талант». Эта дежурная фраза заставила «развернуть крылья», поверить в себя и продолжать рисовать, — вспоминает Максим Смагин.
На творческой встрече на суд зрителей он представил свои шаржи на зарубежных и отечественных классиков. «Смотрит на роман с неким сожалением», — замечает литературовед Леонид Быков, рассматривая изображение Михаила Шолохова, держащего в руках «Тихий Дон».
— Мне интересны карикатуры на писателей и поэтов. В рисунке надо, одновременно, добиться портретного сходства и показать известных нам личностей через призму видения автора. По рисункам Максима я вижу каких писателей он любит, а кого не очень, — улыбается Леонид Быков.
В финале творческой встречи Максим Смагин торжественно вручил одной из зрительниц свою книгу с карикатурами «СОМнениЯ», она была отмечена за лучший вопрос. А после, с уже выстроившимися в очередь гостями, Максим сделал памятные фото и раздал автографы.
Ранее «Областная газета» рассказывала о том, что в Музее карикатуры открывается выставка, посвященная 225-летию Александра Пушкина.
Опубликовано в №189(10000) от 27 августа 2024 года.