По образу и подобию: В Екатеринбурге открылась выставка удмуртского художника Алексея Чернышова

Он работает «на пересечении веры и творчества»

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств (ул.  Воеводина, 5) презентовали экспозицию «Образы и подобия» удмуртского художника Алексея Чернышова. На выставке представлено более 50 работ, созданных автором за последние 25 лет. Лейтмотивом творчества мастера является переосмысление религиозных сюжетов и попытка показать их в новом свете. Ассамбляжи, инсталляции, графика и живопись отражают мифологические, библейские и общечеловеческие образы.

— Художник уникален и талантлив. Он мастер, его произведения философски глубоки и поэтичны. В каждой работе видна игра с культурными кодами, мифологемами, аллюзиями и ассоциациями. Это своего рода интеллектуальное общение со зрителем, которое обогащает культурный багаж и дает повод задуматься, — отметила заместитель директора ЕМИИ по научной работе Зоя Таюрова.

Фото: Полина Зиновьева, «Областная газета»

Удивительно, что материалами для создания произведений у Алексея Чернышова служат любые подручные средства — гвозди, консервные банки, бумага, краски, зола, сажа и многое другое.

Композиционно экспозиция разделена на три части: «Небесное земное», «Осязаемая материальность» и «Русская метафора». Первая часть погружает зрителя в мир авторских интерпретаций библейских сюжетов. Центральным образом становится Богоматерь с младенцем, запечатленная на старой деревянной двери. Это метафора, икона здесь — дверь в иной мир. Сумрачные оттенки и перетекающие краски в «Каине и Авеле» отражают трагедию противостояния братьев. «Ева», словно очерненная змеем-искусителем, напоминает первобытных Венер, а «5 хлебов и 2 рыбы» вновь оживляют чудо Христа, наполняющего жизнерадостный стол страждущих.

— Одна из самых знаковых вещей в творчестве художника — серия «Библия для кочевников», которая состоит из 12 работ, у нас экспонируются пять из них. Шкуры, отбракованные с кожевенного производства, он использовал как основу для листов своеобразной лицевой Библии, гравируя и вырезая на них религиозные сюжеты. Здесь есть как классический стиль, напоминающий византийскую и древнерусскую иконопись, отображающий эпизод «Поцелуй Иуды», так и отходящие от канонов христианского искусства петроглифы, — рассказывает сокуратор выставки Алина Хионина.

Фото: Полина Зиновьева, «Областная газета»

Вторая часть композиции — «Осязаемая материальность» — предлагает зрителям отойти от высокого и «заземлиться». Здесь все — от поднимаемых тем и сюжетов до использованных материалов — связано с течением человеческой жизни в материальном мире. Лейтмотивом становится образ старорусской печи и деревни как некого мифологического пространства.

Заключительный аккорд — зал «Русские метафоры», где представлена инсталляция, отражающая дихотомию бытия — жизни и смерти, времени и вечности, цвета и его отсутствия. «Русская метафора» обращается к узнаваемым архетипам, символам и знакам культурного кода: советским пластиковым куклам, распашонкам, книгам и детской обуви. Визуальный ряд и музыкальное сопровождение отсылает к фильмам Андрея Тарковского.

— В своих работах я хочу передать мысль трепетного отношения к жизни, ее неповторимости и уникальности, донести идею уважения и общечеловеческой любви, которая может спасти нас. Сейчас, к сожалению, молодежь практически не ходит в церковь, но своим творчеством я хочу побудить их интересоваться религией, попытаться понять ее, — поясняет художник Алексей Чернышов. — А картины с изображением Богородицы — памятник каждой земной женщине. Этим я хочу выразить им свое уважение и почтение.

Фото: Полина Зиновьева, «Областная газета»

Кроме того, произведения художника представлены и в двух постоянных экспозициях музея. Работы «Взыграние младенца» и «Неизвестные святые» Алексея Чернышова можно увидеть в зале «Иконопись XVII — начала XX века». Картина «Святой Малевич» художника находится в экспозиции «Русский авангард 1910-х−1920-х годов», где она символично расположилась между Казимиром Малевичем и Василием Кандинским.

Посетить выставку можно до 27 октября.

Фото: Полина Зиновьева, «Областная газета»

Ранее «Областная газета» рассказывала о том, что в столице Урала открылась выставка из собрания Центра визуальной культуры Béton.

Опубликовано в №198(10009) от 6 сентября 2024 года.

Екатеринбургские дачники узнали об особенностях газификации участков в СНТ

Представители 232 садовых некоммерческих товариществ Екатеринбурга узнали об особенностях газификации дачных участков. Они встретились с руководителями...

Кинопрокат Свердловской области отмечает столетний юбилей

Представители кинозалов Среднего Урала собрались в Доме кино на заключительной встрече, посвященной столетию кинопроката на Урале. Всего...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также