15-й сезон фестиваля уличного искусства объединил в столице Урала художников из России, Китая, Германии и Объединенных Арабских Эмиратов. В Екатеринбурге уже появились 13 арт‑объектов, а в ближайшие дни будут завершены еще три мурала.
«Стенограффия» — это крупнейший в России международный фестиваль уличного искусства, который с 2010 года проходит в Екатеринбурге. На нем авторы ставят художественные эксперименты, вдохновляются историей и культурой, ищут новые подходы к преображению городского пространства.
— Участники «Стенограффии» в этом году поработали плодотворно, в городе появились новые точки притяжения, новые смыслы и маршруты. Важно, что фестиваль сохраняет свою международность, за всю историю его участниками становились художники из 17 стран, — отметила первый заместитель министра культуры Свердловской области Юлия Прыткова.
Первым, кто в этом году оставил свой стрит-арт-след, стал художник из ОАЭ Мохамед Ахмед Альмансури, который покрыл здание теплопункта (ул. Ленина, 20) вязью, состоящей из абстрактных символов. Пересечение острых углов и плавных линий на ярком разноцветном фоне олицетворяет хаос и порядок одновременно. Далее по маршруту любителей уличного искусства ждут две птицы, созданные молодым талантливым художником из Китая Nut. Попробовать прочитать зашифрованную фразу из повести «Понедельник начинается в субботу» Аркадия и Бориса Стругацких можно, посетив мурал «Без названия» немецкого художника Aris Oner.
Не обошли стороной и уральского сказителя — Павла Бажова. Так, в этом году улицу Бажова украсил арт-объект «Уличное краеведение», главной героиней которого стала Хозяйка Медной горы.
— «Стенограффия» стала площадкой для взаимодействия творческих команд из абсолютно разных регионов, стран. В этом году фестиваль играет активную роль в развитии креативной индустрии города. Наша задача — увеличить количество проектов, привлечь больше интересных художников, чтобы преображать любимый город и развивать его стрит-арт-индустрию, — поделилась руководитель фестиваля «Стенограффия» Анна Клец.
В этом году «Стенограффии» в том числе удалось реализовать проекты, которые задумывались давно. Так, на Самоцветном бульваре, 4 восстановили знаменитую работу «Банки Сгущенки и супа Campbell’s», созданную на первом фестивале в 2010 году. В проекте новосибирской команды Taknado банка томатного супа Campbell’s выступает копией работы Энди Уорхола, символизируя западную культуру, в то время как банка сгущенного молока стала отсылкой к советскому прошлому. Кроме того, состоялся долгожданный переезд в переулок Университетский, 11 Александра Невского, мурал гармонично вписался в пространство рядом с храмом.
— Для меня образ Александра Невского близок к хранителю духовного пространства нашей культуры. Здесь важна именно созидательная часть, которая противостоит хаосу. Стилистически я не стремился к портретной схожести, потому что тут важно более символическое прочтение, — комментирует автор мурала художник-монументалист Кирилл Ведерников из Вязников (Владимирская область).
Еще одним из значимых проектов стала «Кириллица на улице». Художники из разных стран и городов России объединились вместе, чтобы украсить забор на улице Татищева, 33 буквами кириллического алфавита. Каждый участник «Стенограффии» выбрал по одной букве. Инициатива направлена на популяризацию кириллических шрифтов и их интеграцию в урбанистическое пространство.
Напомним, фестиваль проходит при поддержке губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, министерства культуры Свердловской области и при содействии Инновационного культурного центра.
Ранее «Областная газета» писала о том, что арт-объект «Закром» в Каменском районе стал лучшим архитектурным сооружением из дерева.
Опубликовано в №236 (10047) от 19 октября 2024 года.