В Екатеринбургском музее изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5) открылась выставка «В созвездии Мастера»: впервые в одном экспозиционном пространстве показаны произведения выдающегося русского художника Кузьмы Петрова-Водкина и его самого верного ученика, помощника и последователя Павла Голубятникова. Проект уникален еще и тем, что специально для выставки Русский музей предоставил 44 работы из своего собрания, большинство из которых редко покидали его стены. Ну а произведения Павла Голубятникова и вовсе находятся исключительно в Нижнетагильском музее изобразительных искусств, и это отдельная большая история спасения, о которой мы обязательно расскажем.
«Все работы — первоклассные»
Предыдущая выставка, на которой были представлены полотна Кузьмы Петрова-Водкина, проводилась в Екатеринбургском музее ИЗО в 2018 году и называлась «Дар Казимиры Басевич музеям России». В свое время легендарный коллекционер Казимира Басевич купила у вдовы Петрова-Водкина картину «Купание красного коня», а потом завещала ее Третьяковской галерее. Так вот, в 2018 году этот художественный хит привезли в столицу Урала, на открытие приехала тогда директор Третьяковки Зельфира Трегулова.
Также именно на той экспозиции состоялась премьера еще одной знаковой работы этого художника — эскиз «Троицы», выполненный для витража Троицкого собора в Сумах (Украина). Если вкратце — Екатеринбургскому музею ИЗО «Троицу» подарила внучатая племянница Басевич Рэна Лотарёва (подробнее об этой истории можно прочитать в материале «Полотна Третьяковки хранились в скромной двушке в Свердловске…»). «Мы знали, что есть такой эскиз Петрова-Водкина к витражу, но видели только небольшие, очень обобщенные эскизы в коллекции Ярославского музея, и никто не знал, что в коллекции Басевич есть большой законченный эскиз», — рассказывала «ОГ» заведующая отделом отечественного и зарубежного искусства ЕМИИ Ольга Горнунг.
Всего на данный момент в коллекции ЕМИИ находится пять работ Петрова-Водкина, включая «Троицу». Все они представлены на новой выставке. Это «Карфаген» из африканской серии, графическая работа «Общий пляж в Париже», «Портрет девочки с книгой» и «Больная. Портрет жены на фоне китайской циновки». Еще шесть работ Кузьмы Петрова-Водкина предоставила Пермская государственная художественная галерея.
— Мы знали, что в Перми находятся очень известные произведения Петрова-Водкина, включая «Портрет мальчика» и эскиз к «Тревоге». Но, например, об их графическом «Портрете жены» я узнала только, когда начали готовить выставку, живьем это произведение я еще не видела. И все шесть пермских работ на нашей экспозиции — первоклассные, мы очень благодарны коллегам за то, что они нам их предоставили, — говорит куратор новой экспозиции Ольга Горнунг.
Что же касается Русского музея, то они привезли в Екатеринбург 44 работы Петрова-Водкина из 56 тех, что можно увидеть на выставке. Большая часть из них находилась в постоянной экспозиции, поэтому «гастроли» таких произведений — случай уникальный. Сотрудники Русского музея даже делились, что не помнят, чтобы такое количество произведений Петрова-Водкина выдавалось в региональный музей. Но именно благодаря этому получилось столь емкое и разнообразное представительство творчества этого художника — от самых ранних работ до произведений, написанных в последние годы. Это в том числе знаковые картины «Играющие мальчики», «Полдень. Лето», «Утро. Купальщицы», «Сон», «Землетрясение в Крыму».
— Эта выставка — еще одна дань великому мастеру, который создал целую эпоху, стал мастером эпических картин. Петров-Водкин был в не меньшей степени новатором, чем Филонов, Малевич, Кандинский. Он стоит в одном ряду с великими достижениями ХХ века, — отметила на открытии ведущий научный сотрудник Отдела живописи второй половины XIX — начала XXI веков Государственного Русского музея Ольга Мусакова.
На одной волне в искусстве и в жизни
Выставка произведений Кузьмы Петрова-Водкина с таким представительством вполне могла быть самодостаточной, но идея у музейщиков была глобальнее, новее. Они задумали показать Учителя и его Ученика. Известно, что одной из важнейших сторон деятельности Петрова-Водкина была педагогика, которой он отдавал много времени и сил. В 1918 году Петров-Водкин был избран профессором-руководителем мастерской живописного отделения Высшего художественного училища при Академии художеств. Через несколько лет он создает собственную «Программу живописного факультета», построенную на основе теорий «трехцветия» и «сферической перспективы», которую теперь называют школой Петрова-Водкина. В «созвездии Мастера» было очень много талантливых художников, включая Леонида Чупятова, Александра Самохвалова, Петра Соколова, Надежды Лермонтовой. Но самым верным его последователем называют Павла Голубятникова.
— Соединение на выставке двух авторов помогает сравнить их творческий почерк и воочию увидеть результаты разработанной Петровым-Водкиным и претворенной на практике программы обучения будущих художников. Но в случае с Павлом Голубятников важно отметить, что они были будто на одной волне. Хотя стартовые условия были у них разными. Петров-Водкин — мальчик из глухой провинции — Хвалынска Саратовской губернии, мама работала горничной, отец — сапожником. Художник, что называется, сделал себя сам: он был самоучкой, и свой гениальный дар развил, занимаясь самообразованием, саморазвитием. Он был очень любопытен, любознателен, его интересовало все — музыка, физика, астрономия… А вот Павел Голубятников родился в Петербурге, в интеллигентной семье, учился в университете. Но они оказались равны по глубине интереса к жизни, к искусству. Были единомышленниками, — рассказывает «ОГ» Ольга Горнунг.
Поэтому, наверное, Павел Голубятников являлся не только учеником Петрова-Водкина, но и его другом — Кузьма Сергеевич был крестным сына Голубятникова. А после смерти Мастера Голубятниковы помогли его жене, она даже жила у них какое-то время. Затем началась война и блокада, которую Павел Константинович не пережил, он умер от голода и болезней в 1942 году. Семья же художника — жена и двое детей — была эвакуирована в Нижний Тагил.
В эвакуацию
с двумя чемоданами архива и шедевров
— У Павла Голубятникова была преданная, любящая, обожающая жена. И когда нужно было уезжать, все оставшиеся после бомбежки холсты она сняла с подрамников, свернула в рулоны и забрала с собой. Представьте, не вещи какие-то необходимые, а картины, фотографии и дневники мужа — два чемодана. С каким бы трудом они ни скитались, но сохранили наследие, — говорит Ольга Горнунг.
Затем несколько десятилетий картины Павла Голубятникова хранились у его семьи. Правда, совсем не в тех условиях, которых требуют произведения искусства. И здесь история спасения шедевров получает свое продолжение.
— 30 лет после войны картины стояли в рулоне в кладовой квартиры Голубятниковых. Работавшая в те годы директором Нижнетагильского музея Элеонора Павловна Дистeргефт случайно узнала, что коллекция художника находится в Нижнем Тагиле. Работы нуждались в серьезной реставрации, поскольку хранились они неправильно — были свернуты красочным слоем внутрь, пострадали из-за механических повреждений и нестабильного температурного-влажностного режима. Не говоря уже о том, что некоторые произведения были повреждены осколками от снарядов, — поясняет директор Нижнетагильского музея изобразительных искусств Марина Агеева.
Элеонора Дистергефт имела опыт консервации и реставрации произведений живописи, и в 1974 году она приняла от дочери Павла Голубятникова рулон с 20 картинами. А в 1976 году в Нижний Тагил были вызваны из Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря Владимир Шульгин и Пётр Горнунг. Они отреставрировали 7 картин, подаренных музею, и часть тех, что остались в семье художника.
С годами, уже благодаря усилиям директора музея Марины Агеевой, были приобретены архив и остальные произведения Павла Голубятникова, часть из них были принесены в дар дочерью художника. Таким образом, в 1995 году в Нижнем Тагиле сформировалась уникальная коллекция этого автора.
— Мало того, что в музее все это отреставрировали, стали бережно хранить, они еще начали это активно популяризировать. Издали альбом, биографию Павла Голубятникова, стали ездить на выставки, читать лекции. Таким образом, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, по сути, заново открыл этого художника, — отмечает Ольга Горнунг.
Всего в собрании Нижнего Тагила хранится 28 произведений живописи и 40 листов графики Павла Голубятникова. Ольга Горнунг предполагает, что еще несколько работ может находиться на Украине, где несколько лет по приглашению преподавал Павел Константинович. А вот в России его работ больше нет нигде, поэтому его часто «приглашают» на выставки в другие города. Одна из картин находится сейчас на экспозиции в Москве, одна — в Петербурге, и еще одна в самом Нижнем Тагиле, а все остальные зритель может увидеть на открывшейся выставке в Екатеринбурге.
Также из Нижнего Тагила приехала и одна из графических работ Петрова-Водкина, которую художник дарил Павлу Голубятникову и которая тоже была перевезена в Нижний Тагил.
К слову, увлекательнейшие страницы истории жизни и творчества художников, а также их пересечения подробно изложены на удобно оформленном таймлайне в пространстве экспозиции. Часть архивных материалов для проекта была передана Валентиной Бородиной, директором Художественно-мемориального музея К.С. Петрова-Водкина в Хвалынске, что тоже очень ценно.
Уникальная во всех смыслах выставка будет работать до 6 апреля следующего года, не упустите возможность увидеть шедевры.
Ранее «Областная газета» писала о том, что свердловский краеведческий музей открыл новое пространство выставкой к юбилею Павла Бажова.
Опубликовано в №286 (10097) от 19 декабря 2024 года.