Жизнь и искусство Эриха Борхерта в России: в столице Урала открылась выставка немецкого художника и архитектора

Он построил в войну Уральский алюминиевый завод

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5) представили персональную экспозицию художника Эриха БОРХЕРТА. Немец по происхождению, в 1930 году он приехал в Москву сразу после учебы в известной авангардной архитектурной школе Баухауз. Приехал, как и многие тогда, из интереса к «советскому эксперименту», начал строить успешную карьеру, создал семью. Но война полностью перевернула судьбу Борхерта, в конце 1941 года он был мобилизован в трудармию и работал в Каменске-Уральском на строительстве Уральского алюминиевого завода. В столице Урала работы Эриха Борхерта презентовали хранители его художественного наследия — внуки Иван и Дарья Кольченко.

Эрих Борхерт приехал в Москву по приглашению своего бывшего профессора и коллеги Хиннерка Шепера. Борхерт работал в области цветового оформления общественных пространств и интерьеров, руководил творческой деятельностью проектной мастерской треста «Малярстрой». Несмотря на довольно короткий период, отведенный для профессиональной реализации, художник оставил после себя богатое наследие. Только на выставке в Екатеринбурге представлено порядка 100 его работ. Причем, образование он получил в области монументальной живописи, но сделал много камерных рисунков, которые как раз помогают представить автора, впитавшего идеи модернизма, одинаково внимательно относящегося к исследованию формы и передаче эмоций.

И судя по тематике работ, Борхерта интересовала жизнь во всех ее проявлениях: на рисунках изображены его коллеги — молодые проектировщики, сюжеты из собраний советских рабочих, пейзажи с отдыха, портреты молодой жены и дочки…

Эрих Борхерт с супругой Софьей Матвеевой, дочкой Эрикой (справа) и соседскими детьми. Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

Супруга Эриха — Софья Матвеева, выпускница Высшего художественно-технического института, одна из самых известных отечественных художников, работавших в области «ботанической иллюстрации». В экспозиции ЕМИИ, кстати, можно увидеть несколько ее работ — южные пейзажи, сбор урожая, написанных яркими, сочными красками. Софья и Эрих были влюблены друг в друга, в жизнь, в искусство, оба не могли не писать ни дня. Потом идиллия будет разрушена обстоятельствами их судьбы, но несколько счастливых лет Софья будет помнить всю жизнь и передаст этот свет дочке, а затем и внукам.

К слову, последний раз Германию Борхерт посетит в 1932 году и станет свидетелем социальных и политических трансформаций — безработицы, нищеты… Тогда он создает свои работы «Стачка», «Демонстрация» и даже «Долой фашизм!». Художник выражал активную гражданскую позицию, работал в жанре политического антивоенного плаката и карикатуры, даже принял участие в «Антифашистской выставке» в 1941 году в Государственном музее нового западного искусства.

Рисунок, созданный Борхертом в Каменске-Уральском. Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

Но в конце 1941-го его отправляют в трудармию на строительство Уральского алюминиевого завода в Каменск-Уральский. К началу 1942 года гарнизон строительной части УАЗа насчитывал около 27 тысяч человек, среди которых были преимущественно представители национальных меньшинств: советские немцы, эстонцы, латыши, перемещенные польские евреи, украинцы и белорусы из оккупированных на тот момент фашистскими войсками советских территорий.

Среди трудармейцев был и еще один известный художник — Михаил Дистергефт, после реабилитации он будет главным художником и членом Градостроительного совета Нижнего Тагила, председателем худсовета при нижнетагильских художественно-промышленных мастерских Художественного фонда РФ, в 1989 году станет лауреатом премии издательства «Правда». Но во время войны он тоже строил Уральский алюминиевый завод в Каменске-Уральском, а потом и вовсе был сослан на север — в Карпинск, на Богословские угольные копи, где на несколько лет оказался за колючей проволокой. Как отмечают создатели выставки, Дистергефт и Борхерт запросто могли пересечься на УАЗе, поскольку попали туда в одно время.

Так вот о тяжелых работах и мучительных условиях в тех местах можно составить представление из рисунков, которые сумел создать Эрих Бортхерт даже в этих обстоятельствах. Их он отправлял жене в Москву с письмами, сейчас их тоже можно увидеть на выставке.

— Удивительно, порой бумаги не было, даже чтобы написать письмо. Но он где-то изыскивал материал, потому что правда не мог не рисовать, — рассказывает внук художника Иван Кольченко. — В письмах он говорил, что живет тем, что будет победа, будет мир, воссоединится их семья, они будут заниматься работой… будут рисовать, рисовать.

На выставке можно увидеть письма художника, которые он отправлял семье из Каменска-Уральского. Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

Эти планы не сбылись, в ноябре 1942 года Борхерт был арестован, отправлен в Карагандинский пересыльный лагерь, где через восемь месяцев умер. Ему было 37 лет. Реабилитирован художник был только в 1962 году. Все это время и еще много лет после работы Эриха Борхерта хранились в квартире его жены. Пока внуки не начали восстанавливать человеческую и художественную справедливость.\

На открытии выставки внучка Эриха Борхерта Дарья Кольченко. Она рассказала, что семья продолжает дело деда — занимается архитектурой и изобразительным искусством. Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

— Когда мы были с сестрой маленькими, работы деда лежали в папке под диваном, их показывали только близким, друзьям, родственникам от случая к случаю, не более того. Все, что мы знали о деде, это то, что он был немцем, коммунистом, приехал в Советский Союз, работал, ушел в Красную армию и не вернулся. Во взрослом возрасте благодаря историкам, сотрудникам архивов, искусствоведам нам удалось реконструировать его биографию. И мы очень благодарны всем, кто помогал нам искать информацию в Екатеринбурге, в частности, Государственному архиву административных органов Свердловской области, благодаря которому мы восстановили подробности биографии деда, — говорит Иван Кольченко.

На сегодняшний день произведения Борхерта хранятся в музейных и частных собраниях Европы, Америки, Японии и России — в частности, в фондах ГМИИ им. А.С. Пушкина. Именно в Пушкинском музее провели первую персональную выставку художника в 2011 году. Затем было еще несколько экспозиций, в том числе в Новосибирске, а теперь пришел черед Урала, ведь он навсегда вписан в судьбу этого художника.

Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

— Для Екатеринбургского музея изобразительных искусств этот проект — тоже гражданская, исследовательская позиция, потому что такие фигуры как Эрих Борхерт являются ключом к пониманию прошлого и отчасти настоящего. Подобные исторические уроки никому не помешают, в какой-то степени это типичная ситуация для художников-иностранцев того времени, оказавшихся в России в смутное время. Благодаря восполнению таких пробелов, возвращению незаслуженно забытых имен расширяется наше представление о времени и искусстве. В частности, проект важен для понимания мотивации — откуда возникло соцреалистическое искусство и его яркие тенденции, — считает куратор выставки Ирина Кудрявцева. — Мне кажется, такие проекты очень показательны не только для исторической науки, искусствоведения, музейной сферы, но и важны по-человечески. Я думаю, все уже немножко подустали от больших нарративов, и вот такие частные, личные истории, персональные судьбы в контексте эпохи очень интересно могут нам рассказать о прошлом.

Фото: Борис Ярков, «Областная газета»
Софья Матвеева, «Южный пейзаж с холмами и деревьями», 1932. Фото: Борис Ярков, «Областная газета»
Каменская серия Эриха Борхерта. Фото: Борис Ярков, «Областная газета»
Фото: Борис Ярков, «Областная газета»
previous arrow
next arrow
 

 

Ранее «Областная газета» писала о том, что в поселке Бобровском открылась выставка работ местных художников «Большой мастер малой территории».

Опубликовано в №29 (10136) от 14 февраля 2024 года.

В Полевском капитально отремонтировали плотину с 300-летней историей

На реке Полевая завершился капитальный ремонт Полевского гидроузла плотины в южной части города, который начался в 2022 году....

Дмитрий Чернышенко поблагодарил Евгения Куйвашева за поддержку Всероссийского чемпионатного движения «Профессионалы»

Заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко выразил благодарность губернатору Свердловской области Евгению Куйвашеву за поддержку Всероссийского...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также