В Екатеринбургском музее изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5) представили персональную экспозицию художника Эриха БОРХЕРТА. Немец по происхождению, в 1930 году он приехал в Москву сразу после учебы в известной авангардной архитектурной школе Баухауз. Приехал, как и многие тогда, из интереса к «советскому эксперименту», начал строить успешную карьеру, создал семью. Но война полностью перевернула судьбу Борхерта, в конце 1941 года он был мобилизован в трудармию и работал в Каменске-Уральском на строительстве Уральского алюминиевого завода. В столице Урала работы Эриха Борхерта презентовали хранители его художественного наследия — внуки Иван и Дарья Кольченко.
Эрих Борхерт приехал в Москву по приглашению своего бывшего профессора и коллеги Хиннерка Шепера. Борхерт работал в области цветового оформления общественных пространств и интерьеров, руководил творческой деятельностью проектной мастерской треста «Малярстрой». Несмотря на довольно короткий период, отведенный для профессиональной реализации, художник оставил после себя богатое наследие. Только на выставке в Екатеринбурге представлено порядка 100 его работ. Причем, образование он получил в области монументальной живописи, но сделал много камерных рисунков, которые как раз помогают представить автора, впитавшего идеи модернизма, одинаково внимательно относящегося к исследованию формы и передаче эмоций.
И судя по тематике работ, Борхерта интересовала жизнь во всех ее проявлениях: на рисунках изображены его коллеги — молодые проектировщики, сюжеты из собраний советских рабочих, пейзажи с отдыха, портреты молодой жены и дочки…
![](https://oblgazeta.ru/wp-content/uploads/2025/02/4931d83f-629-scaled.jpg)
Супруга Эриха — Софья Матвеева, выпускница Высшего художественно-технического института, одна из самых известных отечественных художников, работавших в области «ботанической иллюстрации». В экспозиции ЕМИИ, кстати, можно увидеть несколько ее работ — южные пейзажи, сбор урожая, написанных яркими, сочными красками. Софья и Эрих были влюблены друг в друга, в жизнь, в искусство, оба не могли не писать ни дня. Потом идиллия будет разрушена обстоятельствами их судьбы, но несколько счастливых лет Софья будет помнить всю жизнь и передаст этот свет дочке, а затем и внукам.
К слову, последний раз Германию Борхерт посетит в 1932 году и станет свидетелем социальных и политических трансформаций — безработицы, нищеты… Тогда он создает свои работы «Стачка», «Демонстрация» и даже «Долой фашизм!». Художник выражал активную гражданскую позицию, работал в жанре политического антивоенного плаката и карикатуры, даже принял участие в «Антифашистской выставке» в 1941 году в Государственном музее нового западного искусства.
![](https://oblgazeta.ru/wp-content/uploads/2025/02/6d16714d-05e.jpg)
Но в конце 1941-го его отправляют в трудармию на строительство Уральского алюминиевого завода в Каменск-Уральский. К началу 1942 года гарнизон строительной части УАЗа насчитывал около 27 тысяч человек, среди которых были преимущественно представители национальных меньшинств: советские немцы, эстонцы, латыши, перемещенные польские евреи, украинцы и белорусы из оккупированных на тот момент фашистскими войсками советских территорий.
Среди трудармейцев был и еще один известный художник — Михаил Дистергефт, после реабилитации он будет главным художником и членом Градостроительного совета Нижнего Тагила, председателем худсовета при нижнетагильских художественно-промышленных мастерских Художественного фонда РФ, в 1989 году станет лауреатом премии издательства «Правда». Но во время войны он тоже строил Уральский алюминиевый завод в Каменске-Уральском, а потом и вовсе был сослан на север — в Карпинск, на Богословские угольные копи, где на несколько лет оказался за колючей проволокой. Как отмечают создатели выставки, Дистергефт и Борхерт запросто могли пересечься на УАЗе, поскольку попали туда в одно время.
Так вот о тяжелых работах и мучительных условиях в тех местах можно составить представление из рисунков, которые сумел создать Эрих Бортхерт даже в этих обстоятельствах. Их он отправлял жене в Москву с письмами, сейчас их тоже можно увидеть на выставке.
— Удивительно, порой бумаги не было, даже чтобы написать письмо. Но он где-то изыскивал материал, потому что правда не мог не рисовать, — рассказывает внук художника Иван Кольченко. — В письмах он говорил, что живет тем, что будет победа, будет мир, воссоединится их семья, они будут заниматься работой… будут рисовать, рисовать.
![](https://oblgazeta.ru/wp-content/uploads/2025/02/cec2516b-3b4.jpg)
Эти планы не сбылись, в ноябре 1942 года Борхерт был арестован, отправлен в Карагандинский пересыльный лагерь, где через восемь месяцев умер. Ему было 37 лет. Реабилитирован художник был только в 1962 году. Все это время и еще много лет после работы Эриха Борхерта хранились в квартире его жены. Пока внуки не начали восстанавливать человеческую и художественную справедливость.\
![](https://oblgazeta.ru/wp-content/uploads/2025/02/03ad3ed4-361-scaled.jpg)
— Когда мы были с сестрой маленькими, работы деда лежали в папке под диваном, их показывали только близким, друзьям, родственникам от случая к случаю, не более того. Все, что мы знали о деде, это то, что он был немцем, коммунистом, приехал в Советский Союз, работал, ушел в Красную армию и не вернулся. Во взрослом возрасте благодаря историкам, сотрудникам архивов, искусствоведам нам удалось реконструировать его биографию. И мы очень благодарны всем, кто помогал нам искать информацию в Екатеринбурге, в частности, Государственному архиву административных органов Свердловской области, благодаря которому мы восстановили подробности биографии деда, — говорит Иван Кольченко.
На сегодняшний день произведения Борхерта хранятся в музейных и частных собраниях Европы, Америки, Японии и России — в частности, в фондах ГМИИ им. А.С. Пушкина. Именно в Пушкинском музее провели первую персональную выставку художника в 2011 году. Затем было еще несколько экспозиций, в том числе в Новосибирске, а теперь пришел черед Урала, ведь он навсегда вписан в судьбу этого художника.
![](https://oblgazeta.ru/wp-content/uploads/2025/02/de0530bb-e0c-scaled.jpg)
— Для Екатеринбургского музея изобразительных искусств этот проект — тоже гражданская, исследовательская позиция, потому что такие фигуры как Эрих Борхерт являются ключом к пониманию прошлого и отчасти настоящего. Подобные исторические уроки никому не помешают, в какой-то степени это типичная ситуация для художников-иностранцев того времени, оказавшихся в России в смутное время. Благодаря восполнению таких пробелов, возвращению незаслуженно забытых имен расширяется наше представление о времени и искусстве. В частности, проект важен для понимания мотивации — откуда возникло соцреалистическое искусство и его яркие тенденции, — считает куратор выставки Ирина Кудрявцева. — Мне кажется, такие проекты очень показательны не только для исторической науки, искусствоведения, музейной сферы, но и важны по-человечески. Я думаю, все уже немножко подустали от больших нарративов, и вот такие частные, личные истории, персональные судьбы в контексте эпохи очень интересно могут нам рассказать о прошлом.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в поселке Бобровском открылась выставка работ местных художников «Большой мастер малой территории».
Опубликовано в №29 (10136) от 14 февраля 2024 года.