«Мы должны зацепить зрителя, чтобы он начал размышлять…»: Организаторы Play DigitalArt рассказали «ОГ» об особенностях года

Фестиваль проходит в Екатеринбурге в четвертый раз

Play DigitalArt уже в четвертый раз собрал вокруг себя любителей цифрового искусства и тех, кто только погружается в мир этого необычного творческого направления. Фестиваль включает галерейную выставку цифрового искусства, выставку молодых художников, зрелищную часть в городском пространстве, лекции и мастер-классы. Вход на все мероприятия свободный, на часть из них нужна лишь предварительная регистрация, так что посетить их может абсолютно любой желающий.

В этом году существенно расширить аудиторию позволит участие специально обученных медиаторов. На протяжении всего времени работы выставок они сопровождают гостей и помогают раскрыть смысл, заложенный в каждом произведении.

Фото: Даниил Концевенко

— Мы очень надеемся, что людей, которые хотели бы познать цифровое искусство, станет больше. Люди обычно упрощают цифру, сейчас довольно много дискуссий по поводу искусственного интеллекта, но мало кто понимает, как он действительно повлияет на реальные процессы. Мы в основном идем по верхам. А если хотя бы в рамках выставки зритель даст себе возможность погрузиться в контекст, который представлен художниками, становится многое понятно: как это работает, куда может развиваться. Я думаю, есть большие шансы продвижения этого направления среди широкой общественности, которая интересуется современным этапом развития искусства, — рассказала «ОГ» один из организаторов фестиваля, директор Фонда поддержки и реализации культурных инициатив Синара Наталья Левицкая.

Фестиваль действительно сумел соединить разные аудитории: представлены работы и профессиональных художников, и молодых авторов, которые еще только делают первые шаги в цифровом искусстве. Ну и, конечно, важный участник — это сам зритель.

— Прелесть фестиваля состоит в том, что сам формат позволяет привлекать разные аудитории. На подобных мероприятиях наша главная задача — сделать некую прививку для широкой аудитории, чтобы люди познакомились с направлением, увидели разные форматы этого искусства. Мы должны зацепить зрителя, чтобы он начал размышлять о том этапе развития искусства, который мы никак не можем игнорировать. Мы живем в цифровом мире, как бы банально это ни звучало. Можно говорить: «Мне не нравится», но нельзя отрицать, что оно существует. Более того, это искусство развивается, оно особенно интересует молодую аудиторию, которая везде и всюду использует цифру, — поделились организаторы.

Фото: Даниил Концевенко

В этом году Play DigitalArt впервые задействует сразу семь площадок. Фестиваль теперь в том числе проходит и на открытых локациях города: Макаровском мосту и Октябрьской площади.

— Очень здорово, что откликнулось такое количество площадок, потому что мы можем представить различные формы — благодаря конструктивным решениям, благодаря пространственным решениям, которые позволяют художнику творить. Например, инсталляция в купольном зале Синара Центра определенно позволяет работать с архитектурной формой. Такие возможности бывают нечасто, и, когда художникам представляется шанс, они с удовольствием работают с этим, — отметила Наталья Левицкая.

Организаторы отмечают, что некоторые работы выставки потрясают, с одной стороны, простотой идеи, с другой стороны — глубиной, которая непременно заставляет человека, прикоснувшегося к произведениям, задуматься. А это главная задача искусства.

— Мы наблюдаем на выставках совершенно разные формы. Цифровое искусства не однобокое, оно очень разное. Сама тема диффузии, на наш взгляд, также является очень продуктивной. Она позволяет художникам формировать разные смыслы, авторы заставляют зрителей подумать о том, что не часто волнует нас в обычной жизни. Важно, что зритель начинает задавать себе вопросы, — заметила директор Фонда поддержки и реализации культурных инициатив Синара.

Фото: Даниил Концевенко

В рамках проекта запланировано проведение исследования по поводу цифрового искусства: что о нем думает зритель, как он его понимает, откликнулись ли идеи. Результатами организаторы планируют поделиться с общественностью.

— Мы очень надеемся на обратную связь. Наши волонтеры будут проводить опросы посетителей, и нам кажется, что ответы будут интересны не только с точки зрения социологической науки, но также и широкому кругу людей будет интересно узнать, что вообще обычный зритель знает о цифровом искусстве, — сказала Наталья Левицкая.

Наталья Левицкая отметила также особую роль мероприятия и для самого Фонда поддержки и реализации культурных инициатив Синара. По ее словам, организация и дальше будет работать в этом направлении, чтобы фестиваль был интересен профсообществу.

— Наша задача — делать фестиваль каждый год только интереснее, чтобы здесь, в Екатеринбурге, продолжило развиваться еще одно очень важное событийное мероприятие, связанное с цифровым искусством. Это должно способствовать развитию современного искусства в целом. Для этого есть все условия: в городе очень много учебных заведений, есть большая «прокачанная» аудитория, много событий, которые в том числе и помогают формировать лояльное отношение зрителя. И наш зритель благодарный — изучая сферу, погружаясь в это направление, он дает нам стимул делать такого рода проекты еще лучше, — заключила директор Фонда поддержки и реализации культурных инициатив Синара Наталья Левицкая.

Фото: Даниил Концевенко

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге готовится к старту фестиваль цифрового искусства.

Порядка 360 заявок подали участники на V Международный фестиваль Inclusive Art

В Екатеринбурге стартовал V Международный фестиваль «Inclusive Art: Достоинство человека в творчестве — 2025». В этом году на онлайн-конкурс подали 360 заявок...

Свердловчане отметили День космонавтики

Жители Свердловской области широко отметили День космонавтики. Празднование началось с торжественного возложения цветов к памятнику Юрию...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также