Уралу — фламандцев, Эрмитажу — авангард: в Санкт-Петербурге открылась выставка Екатеринбургского музея изобразительных искусств

На ней представили одну из жемчужин коллекции ЕМИИ — работу Василия Кандинского «Импровизация № 217. Серый овал»

16 апреля в Главном штабе Государственного Эрмитажа представили одну из жемчужин авангардной коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств — работу Василия Кандинского «Импровизация № 217. Серый овал». Этой экспозицией открылся проект «Музеи России в Эрмитаже». В презентации приняли участие директор Эрмитажа Михаил Пиотровский и директор Екатеринбургского музея ИЗО Никита Корытин.

Как поясняют в Государственном Эрмитаже, цель проекта — показать выдающиеся произведения из коллекций региональных музеев, шедевры, без которых невозможно представить историю русского и мирового искусства.

— Мы используем сложившуюся в мире ситуацию как возможность уделить больше внимания российским собраниям, — говорит Михаил Пиотровский. — Предполагается, что основными станут выставки из музеев, на базе которых созданы наши центры-спутники. И что мы сосредоточимся на авангарде, шедевры которого были рассеяны временем и властью по разным городам.

Что касается Екатеринбургского музея изобразительных искусств, то коллекция русского авангарда является гордостью этого учреждения, она насчитывает более 60 произведений живописи и графики 1910–1920-х годов. Это одно из самых представительных и полных собраний среди российских региональных музеев. И «Серый овал» Василия Кандинского — ее безусловный шедевр.

История ее создания такова: с началом Первой мировой войны художник вынужден был покинуть Германию, где учился и создал общество «Синий всадник». В 1914 году он возвращается в Москву, там начинается счастливый период его жизни — он встречает юную Нину Андреевскую, через три года они женятся, и на пятьдесят первом году жизни художник узнает что впервые станет отцом.

— Абстрактные красочные образы на этой картине напоминают о таинстве и чуде зарождения новой жизни. Композиция внутри овала сходна с раковиной, внутри которой справа — фигура, похожая на жемчужину. Серый пульсирующий фон создает контраст с черным цветом внутри овала, как будто из подернутого пеленой пространства возникает изумительное по красоте видение — живописный образ будущего мира, который ожидает ребенка, — отмечают кураторы выставки.

Впервые картина была показана в Москве на Пятой Государственной выставке «От импрессионизма до беспредметности» в Музее изобразительных искусств на Волхонке в феврале 1919 года. А в 1920 году работа поступает в Екатеринбург из Московского отдела изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения.

Выставка в Главном штабе Государственного Эрмитажа будет открыта до 21 сентября. Интересно, что до 21 сентября будет работать и экспозиция «Кабинеты редкостей эпохи Питера Пауля Рубенса» в центре «Эрмитаж-Урал», для которой из Санкт-Петербурга привезли более 100 произведений. Получился настоящий культурный обмен: нам — лучшие произведения фламандского искусства, а Петербургу — жемчужину авангарда из уральского собрания.

Ранее «Областная газета» писала о том, как в Екатеринбурге прошел фестиваль цифрового искусства Play DigitalArt.

Опубликовано в №82 (10189) от 17 апреля 2025 года.

В Свердловской области определены победители литературного конкурса «СТИХИйная осень»

Финал VIII литературного конкурса «СТИХИйная осень» прошел на площадке Свердловской областной универсальной научной библиотеки имени В. Г. Белинского....

Сбор заявок на новогоднюю ярмарку в «Домне» стартовал в Свердловской области

Открыт сбор заявок на участие свердловских предпринимателей в ежегодной новогодней ярмарке в креативном кластере «Домна». Праздничный маркет...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также