В 2025 году 125 лет исполняется одному из главных музейных брендов Екатеринбурга – Каслинскому чугунному павильону. Его звездный час пришелся на 1900 год, когда павильон был представлен на Всемирной художественно–промышленной выставке в Париже. Уже много лет шедевр из чугуна выставляется в главном здании Екатеринбургского музея изобразительных искусств, который традиционно отмечает очередной юбилей Каслинского павильона с должным масштабом. На этот раз ЕМИИ проводит большую научную конференцию, посвященную художественному металлу, а также открывает беспрецедентную по количеству экспонатов выставку работ «брата» каслинского производства – Кусинского завода.
На экспозиции «Неизвестная Куса. Художественное литье из чугуна XIX–XX веков» представлены более трехсот произведений кусинского художественного литья из чугуна из собрания Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Государственного исторического музея Южного Урала, Златоустовского городского краеведческого музея, Челябинского государственного музея изобразительных искусств, Свердловского областного краеведческого музея имени О.Е. Клера и частных коллекций.
Немного истории. Кусинский завод Златоустовского горного округа Уфимской губернии был основан в 1778 году как чугунолитейный и железоделательный. Художественное литье здесь освоили позже, чем на остальных уральских заводах. Одобрение на изготовление первых образцов художественного литья было получено от Горного департамента в 1883 году – процедура обусловлена тем, что кусинские заводы находились под казенным управлением (и позже производство всегда будет только государственным).
Начав с известных каслинских моделей, Куса вскоре сформировала свой ассортимент. Большую роль в разработке оригинального модельного ряда сыграло воспитание собственных скульпторов. Образование талантливой уральской молодежи в Москве в Императорском Строгановском художественно–промышленном училище позволило скомплектовать модельный ряд высокого профессионального уровня. И к началу XX века в прейскурантах значились уже 423 наименования отливок.

– Как правило, работы Каслинского и Кусинского заводов рассматривают вместе, мы же решили выделить Кусу, в том числе, чтобы найти отличия между каслинским литьем, которое находится в нашей постоянной экспозиции, и кусинским. Кроме того, мы постарались показать уникальность именно Кусы, потому что она давно заслуживает отдельного внимания, отдельного разговора, – считает куратор выставки, заведующая отделом декоративно–прикладного искусства ЕМИИ Ксения Гилёва. – А уникальность нашего проекта состоит еще и в том, что мы постарались посмотреть всю историю развития Кусинского завода. Дело в том, что производство художественного чугуна на этом предприятии было закрыто в 2004 году. Поэтому мы рассматриваем и XIX, и XX века, включая советский период.
Открывается выставка масштабной фотографией, на которой запечатлены рабочие Кусинского завода – в руках они держат художественные изделия из чугуна, часть из которых можно увидеть в экспозиции. Датируется снимок 1900-м годом, сохранился он благодаря Златоустовскому городскому краеведческому музею, где находится большой архивный фонд, в том числе фотографии мастеров заводов. Также музей Златоуста предоставил для выставки 80 предметов из чугуна, из 196 хранящихся в учреждении. Интересуемся у директора музея, не жалко ли им было отдавать, пусть и на время, такое количество экспонатов.
– У нашего музея в этом году тоже юбилей – 200 лет, и мы очень рады, что отмечаем его участием в столь значимом выставочном проекте, таким образом заявляя о себе свердловской публике и гостям вашего региона, – рассказывает «ОГ» Татьяна Шадрина, директор Златоустовского городского краеведческого музея. – Мы принимаем участие в выставке, понимая, что помогаем в полной мере продемонстрировать искусство уральских мастеров.
Также Татьяна Валерьевна рассказывает, что привезенные произведения находились в фондах музея, но в следующем году в учреждении откроется отдельный зал, посвященный кусинскому художественному литью, куда златоустовцы уже приглашают свердловчан. Что же касается выставки в Екатеринбурге, то соседи привезли бытовые предметы, шашки, детскую посуду, а также два уникальных предмета.
– Мы предоставили на выставку два бюста – Александра I и Михаила Кутузова, которые мы еще исследуем. Окончательная датировка пока не определена, но считаем, что это 1912 год – работы создавались к столетию 1812 года. Также смеем утверждать, что для музейных коллекций это очень редкие предметы, по крайней мере нам подобных пока встречать не приходилось, – говорит Татьяна Шадрина.

В единственном экземпляре существуют и чугунные мольберты, тоже привезенные из Златоуста. Челябинский музей ИЗО предоставил уникальный столик с каменными столешницами, которого, как говорят кураторы, нет в других коллекциях. Государственный исторический музей Южного Урала показал великолепные скульптуры, например, «Цыпленок у скорлупы» или «Плачущий мальчик», которые наглядно демонстрируют, насколько изящными и трогательными могут быть произведения из такого сурового металла, как чугун.


К разговору о том, в чем же главное отличие знаменитых Каслей от менее известной, но не менее уникальной Кусы, на вернисаже возвращались не раз.
– Главное отличие – это другой ассортиментный ряд. Да, у заводов есть повторяющиеся модели, потому что кусинское литье начиналось с помощью Каслей. Но потом кусинские мастера очень активно занимались уже формированием собственного ассортимента, – отмечает Ксения Гилёва.
Разнообразие ассортимента отражено на стендах, которые подкрепляют визуальную и информационную составляющие выставки. Но и самих предметов на выставке хватает, чтобы показать огромнейший спектр самых разных тем, сюжетов, техник. Удалось это, в том числе, благодаря частным собраниям, работы из которых широко представлены на выставке.

Один из коллекционеров – Максим Майоров – лично приехал на открытие выставки из Самары.
– С Екатеринбургским музеем изобразительных искусств мы вместе провели выставку художественного кабинетного революционного литья в Самарском художественном музее, которая прошла с большим успехом. А теперь меня пригласили поучаствовать в первой специализированной крупной экспозиции именно кусинского литья, чему я очень рад, – рассказывает «ОГ» Максим Майоров.
– Сколько работ вы предоставили для выставки и сколько всего предметов насчитывает ваша коллекция?
– В Екатеринбурге находится самая большая коллекция кусинского литья, но меня попросили предоставить 10 работ, значит, все–таки у меня оказалось что–то чего нет у вашего музея, других партнеров и коллекционеров, это приятно, – улыбается Максим Майоров. – А вообще у меня в собрании более 100 произведений кусинского завода. Это считается достаточно большим количеством, поскольку Кусинский завод даже в бытность своего расцвета, был в тени Каслинского завода по масштабам производства. Хотя, если мы посмотрим каталог Кусы, то увидим порядка 400 отливок, которые можно было заказать. Но далеко не все из них в конечном итоге отливались. Тем не менее, более 100 из них мне удалось собрать.
– А откуда у вас такой интерес к чугунному литью, ведь для Поволжья это совершенно не свойственное производство?
– Да, на первый взгляд это действительно кажется странным. Все произошло по воле случая. Мне попалась одна каслинская дореволюционная отливка, тема меня очень заинтересовала, я её немного изучил, благо сейчас в интернете достаточно информации. Потом приобрёл ещё одну работу, и на протяжении восьми лет собрал коллекцию из более 350 работ дореволюционного художественного литья. Так что уральское искусство теперь солидно представлено на волжских берегах.
– Из произведений, что привезли в Екатеринбург, какая работа наиболее дорога лично вам?
– Например, скульптура «Весна. Женщина с амуром», отливка 1919–22 годов, достаточно редкая вещь, не так давно попавшая ко мне в коллекцию. Также выделю две небольшие работы – пресс–папье «Убитая птичка–воробей» и «Лягушка» – обе отливки 1898–1915 годов, редкие вещи, их соответственно не было в ЕМИИ, и я их, конечно же, привез.
– Если не секрет, как собираете свою коллекцию, это аукционы или другие пути?
– Сейчас я работаю с основными антикварами Москвы и других городов, кто специализируется именно на скульптуре из чугуна и бронзы. Также нахожусь в диалоге с экспертами, в том числе, с Екатеринбургским музеем ИЗО и лично Ксенией Александровной Гилевой. В этой конгломерации у нас получается качественно работать над формированием хорошей достойной коллекцией.




Выставка «Неизвестная Куса» будет открыта до 29 июня в Главном корпусе ЕМИИ по адресу ул. Воеводина, 5.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге представили уникальную коллекцию работ Марка Шагала.
Опубликовано в № 92 (10199) от 29 апреля 2025 года.