Когда к юбилею Московской олимпиады отдел краеведческой литературы Белинки затеял этот проект, в поле зрения попали прежде всего газеты. Все правильно: хоть «газеты живут один день», но именно по ним восстанавливают Историю. «Уральский рабочий» 1980-го, а также «Вечерний Свердловск» и «На смену!» стали главными источниками информации и… триггером проекта. Сколько музеев, архивных ведомств региона, предприятий и частных лиц откликнулись на предложение приобщить к проекту свои олимпийские раритеты!
Газеты были подлинными летописцами Олимпиады, день за днем освещая спортивные баталии. Но ведь, по сути, для страны Игры начались за четыре года «до» — сразу после Монреаля, как только Москва была выбрана столицей XXII летних Олимпийских игр. Всего четыре года на масштабную подготовку — спортивные сооружения, гостиницы, олимпийская деревня, воздушный и наземный транспорт, общепит. В экспозиции представлена справка об участии свердловчан в сооружении олимпийских объектов — кажется, эта любопытная статистика обнародована впервые.

«Но больше всего меня поразила даже не статистика, а опубликованные в одной из газет воспоминания штукатура с Уралмашзавода Зои Каюмовой, — признается куратор проекта Светлана Савина. — Ее бригаду отделочников в 17 человек среди коллег в Москве выделяли по неофициальному, но быстро родившемуся названию — „уралочки“. Они работали на строительстве олимпийской гостиницы. „Такого качества отделочных работ я больше не видела нигде! — пишет Зоя Каюмова. — И потом, после Олимпиады, я уже не могла работать по-другому…“. Вообще, все, с чем удалось познкомиться при подготовке этого проекта, сделало для меня Олимпиаду не только спортивным событием. Чувствовалось: это был общенародный праздник. Было единение нашей страны со всем миром, а внутри — желание каждого, в том числе и наших земляков-уральцев, сделать самому хоть что-то для Олимпиады. Хоть (улыбается) сувенир купить…»
В экспозиции, посвященной юбилею Игр, представлены копии дипломов оргкомитета Олимпиады, дававших право выпускать «по случаю» сувенирную продукцию. Такие дипломы получили Сысертский завод художественного фарфора, Каменск-Уральский металлургический, Свердловский машиностроительный, Уральский турбомоторный, Богдановичский фарфоровый, Свердловский ювелирный, Верх-Исетский металлургический, Свердловское швейное объединение «Спорт», Туринская фабрика детской игрушки, Невьянский завод художественной керамики, Свердловский завод пластмасс и Кожгалантерейное объединение «Звезда», Свердловская парфюмерно-косметическая фабрика и многие другие. Одних только значков с изображением олимпийского Мишки, сообщает одна из газетных публикаций, на заводе «Уральские самоцветы» было выпущено более 160 тысяч.

Когда речь зашла об экспонатах для юбилейной «олимпийской выставки», первыми откликнулись сотрудники самой Белинки. Потом на приглашение в соцсетях «подтянулись» единомышленники из разных городов Свердловской области и даже извне региона. Например, веера с олимпийской раскраской и символикой предоставил Государственный исторический музей. Музей советского быта, вообще, открыл свои фонды: выбирайте что хотите, что необходимо. Часть экспонатов — из частных коллекций. И как ни банально это звучит — здорово, что уральцы, сознавая исключительность события, не отказывались от вещей и предметов с олимпийской символикой, даже когда они отживали свой век или выходили из моды. Иногда даже наоборот: увлекшись темой, становились коллекционерами. Например, когда-то директор арт-студии «Играем в куклы» Ирина Бурова в поисках просто ярких тканей для своих поделок наткнулась на экземпляр с символикой Олимпиады. Заинтересовалась: есть ли еще, аналогичные? Интернет подсказал: много! Ирина продолжила поиски, и вот сейчас на выставке в Белинке — заметная подборка разноцветных отрезов «олимпийских тканей».

А что еще? Планшетка с уральскими камнями в цвет олимпийских колец. Календарь на ткани. Коробка уральских конфет из специально выпущенной олимпийской серии. Почтовые марки — разных стран, по разным видам спорта. Фарфоровые чайные пары с пиктограммами видов спорта и ваза с оригинальными ручками в форме пяти колец. Подсвечники, светильники. Лотерея «Спортлото», которая могла подарить даже шанс поехать на Олимпиаду. Флакон из-под одеколона, выполненный стеклодувами в форме олимпийского Мишки… Вообще, талисман Олимпиады-80 — отдельная большая история в собрании экспонатов. Каких только мишек тут нет — больших и миниатюрных.
«В день открытия проекта мы получили свежий номер журнала „Уральский следопыт“: к юбилею Олимпиады он рассказывает о „мишке в тельняшке“, — говорит Светлана Савина. — Такой был выпущен на Урале специально к регате, что проходила в Таллине. Журналисты свидетельствуют: иностранцы, когда видели „мишку в тельняшке“, хотели любыми способами заполучить его. На память…»

Надо отдать должное создателям выставки «Уральцы и Олимпиада-80»: практически каждый экспонат они сопроводили его мини-историей, что цепной реакцией расширяет контент выставки и усиливает любопытство к теме. Очень часто это не случайно сохранившиеся в домашнем быту вещи и предметы, а — семейные реликвии. Иногда их хранят уже дети и внуки. То, что олимпийские сувениры до сих пор в семейных архивах, подтверждает, сколь значимым событием была Олимпиада в жизни уральцев. Например, внучка художника Сысертского фарфорового завода Николая Иноземцева представила на выставке предметы из олимпийского «фарфорового наследия» деда. А дочь коренного свердловчанина доктора технических наук Константина Кузнецова — уникальную коллекцию олимпийских марок, которую собрал отец.

Иной «только» хранит. Другой был автором. Там и там возникает своя череда вопросов: почему и как? Порой мини-историй, сопровождающих экспонаты, недостаточно. Хочется узнать больше. На этот случай в пространстве экспозиции уже началась серия встреч — по истории отдельных частных коллекций, истории спорта на Урале. И что особенно ценно — с самими спортсменами, уральскими олимпийцами. Ирина Зильбер, Ольга Минеева, Ольга Котлярова, тренер Владимир Алыпов… Имена-легенды. Спортсмены-личности.
В 1980-м, в дни Олимпиады, известный поэт и прозаик Белла Дижур, мать скульптора Эрнста Неизвестного, предлагала создать из уральцев «Олимпийскую колонну» (публикация об этом — в экспозиции). Думаю, и тогда это была мечта-образ. Она воплотилась. Белинка создала «уральскую олимпийскую колонну» — из тех, кто созидал и побеждал.
Ранее «Областная газета» писала о том, что Свято-Елисаветинские чтения проходят в Екатеринбурге.