«CULTURALICA» — что создать и как продать: всероссийская лаборатория культурных проектов объединила в Екатеринбурге более 1 000 россиян

Они представляют 60 городов России

Два дня в Екатеринбурге проходит Всероссийская лаборатория «CULTURALICA», которая объединила нынче более 1 000 участников из 60 городов России. На общей панельной дискуссии и в презентации отдельных проектов деятели культуры, представители власти и бизнеса, инициативные горожане пытаются найти алгоритм решения формулы «Культурная экономика\Экономика культуры».

Влияет на… продолжительность жизни

Поразительно, как заинтересовало всех простое сочетание простых слов. «Культура и экономика» — часто эти понятия становятся антонимами, хотя по факту одно другому сильно помогает. Насколько? Как посчитать этот эффект? Большинство участников и приехали с желанием раскрыть этот «черный ящик».

— Главные ожидания от форума — новые связи, новые проекты и идеи, направления развития, — приветствовала участников Всероссийской лаборатории «CULTURALICA» первый заместитель министра культуры Свердловской области Юлия Прыткова. — Очень по сердцу фраза, прозвучавшая еще в период подготовки форума: «Сейчас время не соперничества, а сотрудничества». Коллеги, приехавшие со всей России — от Калининграда до Иркутска — подтверждение этого. А еще свидетельство большого интереса к теме форума. Спикеры же столь авторитетны, привезли такой опыт, что, безусловно, учреждения культуры смогут под другим углом взглянуть на свою экономику…

Увы, влияние культуры на экономику и даже на социальную сферу недооценивается. Меж тем на форуме прозвучало: Всемирная организация здравоохранения опубликовала исследование, согласно которому вовлеченность людей в культуру увеличивает интеллектуальную активность и повышает продолжительность жизни! Это с одной стороны. С другой — люди интуитивно сами чувствуют это. Не случайно, по статистике даже одного только Екатеринбурга, скорость продажи жилья в районах, оснащенных учреждениями культуры, значительно выше.

Зачастую многогранное влияние культуры на экономику неочевидно. Но оно есть. Его важно понять. Даже посчитать. С тем и собрались участники форума — понять «механизмы влияния». Многие по-хорошему оценили формат встречи: лаборатория — это место опытов, экспериментов. Поэтому на форуме не только теория («матчасть», говоря с улыбкой), но и практика.

«Трехкопеечная идея? Не скажите…»

В обозначении реперных точек темы приняли участие представитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Евгений Куценко, директор центра по развитию креативной экономики Агентства стратегических инициатив Екатерина Черкес-заде, директор-координатор социокультурных программ ВЭБ.РФ Олег Ракитов. Их выступления стали основой деловой программы, той самой «матчасти».

Никто и не собирался опровергать «теоретические постулаты» — настолько убедительны они были. Но огромный и переполненный даже на «галерке» зал Центра культуры «Урал» вдвойне оживился, когда начались «доказательства практикой», когда гости Урала рассказывали об успешных региональных проектах.

— В большинстве субъектов проблема — отток молодежи. Мы решили попробовать решить ее через… народные промыслы,

— рассказал представитель Ульяновской области Кирилл Валов. — Информация о промыслах была практически нулевая. Провели перепись ремесленников, так называемое картирование. Оказалось, 1 022 человека занимаются народными промыслами, а промыслов в регионе — 27 (и базовых, и уникальных региональных). Обнаружили 390 мест бытования промыслов. Кто об этом знал?! Разве что близкие люди. Мы выпустили три издания — «Атлас ремесел», «Сборник лучших практик», «Каталог ремесленников». Важнейшая информация для всего региона! А еще начали проводить постоянные выставки-ярмарки, 64 изделия были зафиксированы и сейчас продвигаются как уникальные, символы региона. Выручка — миллионы. Мастера получили устойчивость в своей промысловой сфере. И никто уже не думает «пытать счастье» в других местах…

Еще больше поразила история, которой известна сегодня деревня Учма Ярославской области.

— Я оказалась в ней несколько лет назад туристом, — рассказывает Елена Наумова, презентуя проект «Музей судьбы русской деревни». — Деревня умирала. Заинтересовал человек, который хотел сохранить ее и память предков. Теперь он мой муж (улыбается). А из 17 жителей Учмы 10 — те, что приехали после создания здесь культурного центра. Сначала мы поставили часовенку и крест на месте бывшего монастыря. Потом в перевезенных зданиях деревянных амбаров разместили несколько экспозиций — об истории, быте Учмы. Баба Паня, в общем-то прижимистый человек, принесла денежку на развитие родной Учмы. А вокруг деревни теперь строятся мини-гостиницы. Люди едут отдохнуть и посмотреть. Подростки не на море просятся, а к нам. Бомбический эффект производит наша фотогалерея: прямо возле домов или на их стенах мы разместили фото тех людей, кто жил некогда здесь. Вроде бы трехкопеечная идея. Но сегодня Учма для многих — место размышления о себе…

«Одинокие идеи» и пиршество кейсов

Уже в первый день «CULTURALICA» была названа «пиршеством кейсов». Даже по одной только панельной дискуссии впору издать пособие с массой полезных советов и практик.

— Культура так или иначе накрывает все отрасли. Не нефть и газ, а навыки и мастерство — сегодня драйвер продаж,

— парадоксально акцентировал внимание зала директор АНО «Коломенский посад» Дмитрий Йонас. — «Экономика» — вообще, не про деньги. Деньги — инструмент. «Культурная экономика\Экономика культуры» — это про качество жизни. Да, мы порой не можем оценить объект культурного наследия, не имеем инструментария. Надо разрабатывать…

Таких «надо» на форуме звучало немало. Как могут работать культурные символы региона? Какие еще возможны каналы влияния культуры на экономику, кроме туризма, промыслов, ревитализации (облагораживание старых территорий)? Что такое «одинокие идеи» и как избежать «одиночества»? Если на Урале эффективно работает проект «Ближе» (креативный трамвай, связавший Екатеринбург и Верхнюю Пышму), то как и в других регионах добиться долгосрочности социокультурных проектов? Общение, в этом сошлись все, обогатит и сделает каждого сильнее.

Ранее «Областная газета» писала о том, что вЕкатеринбурге фестиваль «Стенограффия» стартует 1 мая.

Опубликовано в № 61 (9872) от 22 марта 2024 года.

Новым генеральным директором «Россети Урал» стал Дмитрий Воденников

Назначен новый генеральный директор «Россети Урал» — им стал Дмитрий Воденников. Решение принято 21 ноября на заседании совета...

Свердловские студенты отправились в экспедицию, посвященную 80-летию освобождения Беларуси от нацистских захватчиков

12 студентов из разных городов Свердловской области отправились в Беларусь в экспедицию «Поклон вам русский до земли, герои-города». Поездку...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также