Маяковский-фест приоткрыл новую грань в образе поэта-футуриста

Фестиваль в парке Маяковского проходит третий год подряд

В екатеринбургском ЦПКиО им. Маяковского прошел праздничный фестиваль, посвященный дню рождения парка и поэта-футуриста, имя которого парк носит. Посетители могли поучаствовать в поэтическом марафоне от творческого объединения «Чтецы», а также послушать лекцию о фотографии начала XX века, связанной с образом Владимира Маяковского.

Уже третий год подряд в честь дня рождения поэта и рождения парка проходит фестиваль Маяковский-фест. В поэтическом марафоне «Чтецов» выступали несколько пар поэтов, они читали свои стихи, а жюри вместе со зрителями их оценивали. По итогам голосования один стихотворец из дуэта отправлялся в следующий тур. Проигравшие рисовали картину.

Недалеко от центрального входа в парк расположился необычный красный экранный блок, где весь день транслировались кинофильмы и анимация, а вечером прошла лекция об истории авангардной фотографии и Маяковском в роли поэта-художника. Доцент УрФУ Артем Сурков с воодушевлением рассказывал о поэте, который в 1928 году выступал со стихами в Свердловске.

Владимир Маяковский — творческий индивидуум. Он тщательно подбирал для себя определенные образы. Стоит обратить внимание на соответствующий духу времени его галстук в полоску с геометрическими узорами. Для нас это не кажется удивительным, мы привыкли к разнообразию стилей. Однако в 1920-е годы это было в новинку.

«В тот период возникло множество принтов и узоров, которые легли в основу современной текстильной и хлопчатобумажной промышленности. Разработки принадлежали советским художникам, в том числе Варваре Степановой. Она была подругой Маяковского, училась в Высших художественных мастерских ВХУТЕМАС в Москве», — рассказывает Артем Сурков.

Маяковский относится к тем поэтам, которые максимально повлияли на визуальный язык «нового человека». Его короткая стрижка, не то армейская, не то рабочая, выделяла основное — лицо человека. Оно привлекает взгляд: лоб, глаза, нос, губы и то, как он пытается донести свои идеи. Этот образ, который полностью соответствует его стихам, превращает Маяковского в важную лидерскую фигуру.

На лекции Артем Сурков гостям показали эскизы газетных вырезок, искусно соединенных между собой. Композиция передает дух 1920-х, отражая настроения и интересы общества того времени. Автор этого шедевра — Александр Родченко, близкий друг Владимира Маяковского. Хотя раннее его творчество посвящено живописи, в России Родченко ассоциируется прежде всего с фотографией.

По словам спикера, Маяковский и Родченко — словно единомышленники, которых можно принять за представителей одного художественного направления. И это не случайно: они, действительно, стремились создать единый визуальный стиль, чтобы их работы можно было легко сопоставить друг с другом.

«Молодые творцы создали дуэт „реклам-конструктор“. Они придумали новый способ создавать современный образ товаров и услуг. Реклама всегда была частью жизни человечества, но именно к началу XX века стала массовой. В Советском Союзе красивые образцы французской рекламы, которые раньше показывали в театрах и на улицах, стали выглядеть по-другому. Появился графический дизайн, который строился по принципу конструктора. Дуэт Родченко-Маяковский создавал изображения из отдельных частей, каждая из которых имела свой замысел», — объясняет Артем Сурков.

Маяковский ассоциируется не только с поэзией. От его творчества неотделим и его уникальный внешний облик. Антропометрические параметры, голос, фигура, жесты, костюм — всё это, благодаря в том числе и авангардным фотографиям Родченко, который снимал Маяковского с 1924 по 1930 годы, создали образ поэта-футуриста Серебряного века.

Артем Сурков предупредил зрителей, что его лекция посвящена именно фото-поэзии, других тем в творчестве и личной жизни поэта он не касается. Важно представить поэта и фотографа как авангардистов, повлиявших на развитие жанра в мировом масштабе.

«Если говорить о развитии советской и российской фотографии, то это — столпы, на которых держится наше фотоискусство. Благодаря им появились первые военные, репортажные и уже современные фотографии. Представьте ситуацию: гость посещает лучшие музеи Лондона, Нью-Йорка, задает вопрос о советском авангарде — и как вы думаете: что же он получит в ответ? Ему сразу покажут работы Родченко и Маяковского, расскажут о них. Трудно отследить, кто когда и как влияет на последователей, что перенимает от предшественников. Люди заражаются друг от друга идеями и начинают повторять, менять что-то в своем восприятии. Каждый из нас может пробовать снимать, пытаться найти свой собственный язык, опираясь при этом на работу профессионалов. Здорово, что мы помним таких творцов», — пояснил корреспонденту «ОГ» Артем Сурков.

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге состоялся концерт вьетнамской музыки, посвященный юбилею дипломатических отношений.

Павел Трофимов

Завод, рождённый в снегу: как Каменск-Уральский ковал победу в тылу

В лютую зиму 1941-го на Урале за три месяца построили завод, который стал единственным...

Доставят с комфортом: автопарк Верхней Пышмы пополнили семь автобусов, закупленных по инициативе Дениса Паслера

Семь современных автобусов, приобретенных при поддержке бюджета Свердловской области, переданы в распоряжение АО «Автотранспорт»...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также