На выставке представлено 35 мастеров слова, которые, подчеркивает создатель экспозиции Евгений Иванов, «проводили часы не только за письменным столом, но и у школьной скамьи. И сеяли разумное, доброе, вечное на двух полях одновременно. Персоналий могло быть гораздо больше, если учитывать еще и литераторов—репетиторов, тех, кто зарабатывал на жизнь частными уроками или читал лекции, вел семинары по писательскому мастерству. Но выставка сосредоточилась на тех, кто действительно служил в школе, в высшей — в том числе».
Среди 35 писательских имен есть те, кто у всех на слуху и известен своей педагогической практикой (Антон Макаренко, Александр Солженицын, Павел Бажов), есть имена малоизвестные (Ольга Маркова, Александра Бруштейн), а есть те, кого мы читаем и почитаем, но и подумать не могли, что и они преподавали — например, известный поэт-пародист Александр Иванов работал когда-то учителем черчения и начертательной геометрии, поэт Юрий Ряшенцев — в школе для трудных подростков. Кстати, «педагогический диапазон» героев выставки многообразен и порой неожидан: Александр Солженицын преподавал математику, физику, астрономию, Расул Гамзатов учительствовал в национальной школе, Василий Шукшин преподавал историю и был директором сельской школы в Сростках.
Как остроумно и справедливо отмечают создатели выставки, герои ее могли бы составить полноценный педагогический коллектив, поскольку вели в школе разные предметы. Одна незадача: все писатели-педагоги — из разных веков. Белинка и в смысле времени взяла большой диапазон. Выставка состоит из четырех разделов. Три литературно-хронологических: писатели-педагоги дореволюционной, советской и современной России. И один биобиблиогеографический — «Писатели-педагоги на Урале». А это шесть авторов.
— Наш патриарх Павел Петрович Бажов работал учителем русского языка в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова. В первые послереволюционные годы занимался созданием учительских курсов и организацией школ по ликвидации неграмотности, — рассказывает куратор выставки Евгений Иванов. — Владислава Крапивина можно назвать педагогом-новатором. В 1961 году в Свердловске, будучи очень молодым человеком, он создал вне официальной системы образования уникальный отряд «Каравелла», деятельность которого и сегодня направлена на комплексное развитие, раскрытие творческого потенциала подростков.
Уральская писательница Ольга Маркова, автор ярких произведений о «трудной женской доле», в годы войны была заместителем директора Новоуткинского ремесленного училища по политико-воспитательной работе. В одном из ее рассказов есть сильные сцены о том, как возвращали они с коллегами к жизни обожженных войной эвакуированных детей блокадного Ленинграда. Все это стало материалом для книги «Разрешите войти!».
А популярный ныне беллетрист Алексей Иванов с указкой у школьной доски простоял совсем недолго и не по зову сердца: в лихие 90-е каждый выживал как мог. Зато он вернул в современную отечественную литературу образ учителя на фоне образовательной системы в романе «Географ глобус пропил» и вдоволь поиронизировал над сферой дополнительного обучения в другом книжном бестселлере «Блуда и МУДО».
— Сразу два крупных уральских прозаика Николай Никонов и Иван Акулов дослужились до директорского поста в школе, — продолжает Евгений Иванов. — Они параллельно, хотя и на разных курсах, учились в Свердловском пединституте в послевоенную пору. Акулов — мастер фронтовой и крестьянской прозы (вершины его творчества — романы «Крушение» и «Касьян Остудный»), прошел Великую Отечественную войну. Демобилизовавшись из армии и окончив профильный вуз, трудился «простым» учителем, как раньше говорили, а затем стал директором средней школы. Никонов до того, как полностью посвятить себя писательскому ремеслу, с 1954 по 1960 год преподавал в военном училище, в 1963–1968 годах был учителем и впоследствии директором школы рабочей молодежи на Вторчермете. Об этом периоде своей жизни прозаик рассказал в повести «Мой рабочий одиннадцатый», где образ реальной ШРМ заметно отличался от легкомысленной версии в фильме «Большая перемена»…
Ничего не пропало втуне — ни один год и даже день их педагогических усилий. Писатель устроен так, что все эмоции — положительные и совсем наоборот — откладываются в «копилку», чтобы позднее «выстрелить» на страницах книг. Многое, очень многое «выстрелило» — тому свидетельством выставка (она будет открыта до конца года). А рядом с известными книгами — цитаты из писательских писем, дневников, воспоминаний, которые порой с неожиданной стороны открывают и личности известных авторов, и саму профессию Учителя.
Вот как писал Василий Шукшин о педагогическом периоде своей жизни: «Одно время я был учителем сельской школы для взрослых. Учитель я был, честно говоря, неважнецкий: без специального образования, без опыта. Но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное и интересно — я преподавал русский язык и литературу. Я любил их в такие минуты и в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье».
Ранее «Областная газета» писала о том, что благотворительная выставка картин уральских художников открылась в Екатеринбурге по инициативе Красного Креста.