В областной библиотеке им. В. Г. Белинского дан старт новому тематическому циклу «Разговор путешественников». Как следует из названия, это живая беседа, диалог путешественников-исследователей, свидетелями которого при этом становятся гости библиотеки, читатели. В год 145-летия со дня рождения Бажова темой первой встречи стали «Прототипы героев сказов Павла Петровича Бажова. Кто они?».
В первой встрече приняли участие Алексей Слепухин, профессиональный путешественник, более 20 лет изучающий коренной народ Среднего и Северного Урала — манси (он же и инициатор нового цикла), краевед Александр Савичев, знающий все о Сысерти и разбирающийся в русской культуре горнозаводского Урала, и директор Историко-этнографического парка «Земля предков» Наталья Бердюгина.
— В сказах Бажова есть персонажи, прообразы которых ясны, — это заводчики, это старатели. Но есть другие, совершенно удивительные, сказочные, аналогов которым, наверное, нет в русской литературе, в русских сказках, — предварила разговор Наталья Бердюгина. — Известно, русские люди начали строить заводы на Урале «не на пустом месте» — на территориях, которые тысячелетиями населяли манси. Одновременно эти места были «населены» древними богами, древними духами. Может быть, какие-то истоки там?..
В центре внимания «разговора путешественников» оказались такие бажовские персонажи, как Серебряное копытце, Огневушка-поскакушка, Золотой полоз. Член Русского географического общества Алексей Слепухин тоже говорил о том, что хоть сказы Бажова о старателях, однако в повествовании есть вкрапления других культур: многие персонажи перекликаются с культурой вогулов и манси — у них была своя картина мира, своя мифология, свои боги, священные животные, священные места. И русские люди, пришедшие на эти территории позднее, включали это в свой фольклор.
— Бажов мальчишкой слушал бывальщину из старательской жизни, но туда входили вкрапления, странные по определению, — рассказывает Алексей Слепухин. — Например, персонаж Серебряного копытца — он идет от манси. И у манси он необычный: с одной стороны — олень, с другой — лось. Для манси этот зверь священный. По их представлениям, на небе есть созвездие (для нас это Большая медведица), в котором скрыто изображение лося, за которым бежит охотник. Скорее всего, этот персонаж сборный. Но отбрасывать вогульско-мансийское объяснение мы не можем, потому что у них этот культ есть до сих пор…
Александр Савичев подчеркнул, что Урал, граница Европы и Азии — это по определению перекресток дорог, народов и культур: «Заводовладельцы перевозили к себе людей из разных регионов. Так, наши Турчаниновы-Соломирские везли рабочих из Владимира, Пензы, Соликамска. Через Сысерть проходил и Челябинский тракт, и старая Казанская дорога. Конечно, этот перекресток миров влиял на культуру».
По поводу главного персонажа сказа «Серебряное копытце» Александр Савичев предложил свою интерпретацию:
— Старожилы рассказывали, что на Верхней Сысерти, где можно хрусталь найти, Серебряное копытце прибегает и копыта свои чистит, и маленькие хрусталики разлетаются в разные стороны. Вот, пожалуйста, — природное объяснение этого чуда…
Разные версии-объяснения вызвала и Огневушка-поскакушка.
Александр Савичев: «Если открыть словарь Павла Петровича Бажова в конце издания сказов, то увидим, что Поскакуха — один из действующих ранее приисков. Место вполне конкретное в Полевском округе».
Алексей Слепухин: «Основа персонажа — огонь. Для коренных народов он существует в трех вариациях. Первая — это священный огонь. Категория серьезная, к священному огню очень трепетное отношение. Существовал и бытовой огонь, без которого нельзя прожить. А вот третий вид — это дикий огонь, по сути дела — неконтролируемый. Огонь — это близко к женщине, которая готовит еду. У манси есть персонаж най-эква. («огонь», «женщина»). Сопряжено с солнцем, которое согревает, дает тепло».
Читатели Белинки могли на этой встрече либо «принять к сведению» версии о бажовских прототипах, либо… поспорить.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в библиотеке имени Белинского в Екатеринбурге отпраздновали 145-летие Павла Бажова.
Опубликовано в № 27 (9838) от 9 февраля 2024 года.