Огневушка — кто она? Библиотека имени Белинского запустила в Екатеринбурге проект-беседу о героях Бажова

Уральские путешественники будут говорить о прототипах героев сказителя

В областной библиотеке им. В. Г. Белинского дан старт новому тематическому циклу «Разговор путешественников». Как следует из названия, это живая беседа, диалог путешественников-исследователей, свидетелями которого при этом становятся гости библиотеки, читатели. В год 145-летия со дня рождения Бажова темой первой встречи стали «Прототипы героев сказов Павла Петровича Бажова. Кто они?».

В первой встрече приняли участие Алексей Слепухин, профессиональный путешественник, более 20 лет изучающий коренной народ Среднего и Северного Урала — манси (он же и инициатор нового цикла), краевед Александр Савичев, знающий все о Сысерти и разбирающийся в русской культуре горнозаводского Урала, и директор Историко-этнографического парка «Земля предков» Наталья Бердюгина.

— В сказах Бажова есть персонажи, прообразы которых ясны, — это заводчики, это старатели. Но есть другие, совершенно удивительные, сказочные, аналогов которым, наверное, нет в русской литературе, в русских сказках, — предварила разговор Наталья Бердюгина. — Известно, русские люди начали строить заводы на Урале «не на пустом месте» — на территориях, которые тысячелетиями населяли манси. Одновременно эти места были «населены» древними богами, древними духами. Может быть, какие-то истоки там?..

В центре внимания «разговора путешественников» оказались такие бажовские персонажи, как Серебряное копытце, Огневушка-поскакушка, Золотой полоз. Член Русского географического общества Алексей Слепухин тоже говорил о том, что хоть сказы Бажова о старателях, однако в повествовании есть вкрапления других культур: многие персонажи перекликаются с культурой вогулов и манси — у них была своя картина мира, своя мифология, свои боги, священные животные, священные места. И русские люди, пришедшие на эти территории позднее, включали это в свой фольклор.

— Бажов мальчишкой слушал бывальщину из старательской жизни, но туда входили вкрапления, странные по определению, — рассказывает Алексей Слепухин. — Например, персонаж Серебряного копытца — он идет от манси. И у манси он необычный: с одной стороны — олень, с другой — лось. Для манси этот зверь священный. По их представлениям, на небе есть созвездие (для нас это Большая медведица), в котором скрыто изображение лося, за которым бежит охотник. Скорее всего, этот персонаж сборный. Но отбрасывать вогульско-мансийское объяснение мы не можем, потому что у них этот культ есть до сих пор…

Александр Савичев подчеркнул, что Урал, граница Европы и Азии — это по определению перекресток дорог, народов и культур: «Заводовладельцы перевози­ли к себе людей из разных регионов. Так, наши Турчаниновы-Соломирские везли рабочих из Владимира, Пензы, Соликамска. Через Сысерть проходил и Челябинский тракт, и старая Казанская дорога. Конечно, этот перекресток миров влиял на культуру».

По поводу главного персонажа сказа «Серебряное копытце» Александр Савичев предложил свою интерпретацию:

— Старожилы рассказывали, что на Верхней Сысерти, где можно хрусталь найти, Серебряное копытце прибегает и копыта свои чистит, и маленькие хрусталики разлетаются в разные стороны. Вот, пожалуйста, — природное объяснение этого чуда…

Разные версии-объяснения вызвала и Огневушка-поскакушка.

Александр Савичев: «Если открыть словарь Павла Петровича Бажова в конце издания сказов, то увидим, что Поскакуха — один из действующих ранее приисков. Место вполне конкретное в Полевском округе».

Алексей Слепухин: «Основа персонажа — огонь. Для коренных народов он существует в трех вариациях. Первая — это священный огонь. Категория серьезная, к священному огню очень трепетное отношение. Существовал и бытовой огонь, без которого нельзя прожить. А вот третий вид — это дикий огонь, по сути дела — неконтролируемый. Огонь — это близко к женщине, которая готовит еду. У манси есть персонаж най-эква. («огонь», «женщина»). Сопряжено с солнцем, которое согревает, дает тепло».

Читатели Белинки могли на этой встрече либо «принять к сведению» версии о бажовских прототипах, либо… поспорить.

Ранее «Областная газета» писала о том, что в библиотеке имени Белинского в Екатеринбурге отпраздновали 145-летие Павла Бажова.

Опубликовано в № 27 (9838) от 9 февраля 2024 года.

Сотрудники предприятий холдинга «Швабе» сдали более 100 литров крови

Специалисты предприятий холдинга «Швабе» Госкорпорации Ростех поддержали акции по добровольной сдаче крови для нужд...

Двух свердловчан осудили за оскорбление полицейских

Мировой суд Новоуральска по материалам представителей МВД и СКР привлек к ответственности двух местных жителей, которые оскорбили...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также