В Свердловской областной универсальной научной библиотеке им. В.Г. Белинского открылся первый в Уральском федеральном округе Региональный центр реставрации и консервации библиотечных фондов. Теперь благодаря уникальному оборудованию в Белинке смогут решать сложнейшие задачи по сохранению документального наследия, сотрудничая не только со свердловскими библиотеками и коллегами из других регионов, но и архивами, музеями и даже частными коллекционерами.
«В золотые руки наших искусствоведов, реставраторов и других специалистов будут попадать тысячи изданий, которые важно сохранить для нашей общей истории. Сейчас площадь мастерских и лабораторий увеличена почти в 3 раза, закуплено новое высокотехнологичное оборудование. В первую очередь в центре будут заниматься реставрацией фонда библиотеки имени Белинского. Он насчитывает около 2,3 млн единиц хранения, в том числе порядка 250 тыс. рукописных книг и редких изданий. Это важная часть нашего культурного наследия, которое мы обязаны сохранить для следующих поколений. Теперь все ресурсы для этой кропотливой и важной работы в регионе есть. В 2026 году Екатеринбург станет библиотечной столицей России. Открытие регионального центра реставрации и консервации фонда — важный шаг в развитии библиотечного дела Свердловской области и всей России», — написал Денис Паслер в своем канале в Max.
Сеть региональных центров реставрации и консервации библиотечных фондов создается благодаря концепции, утвержденной Российской государственной библиотекой по согласованию с Министерством культуры Российской Федерации. Всего до 2030 года в нашей стране должно быть открыто 40 таких центров. В Уральском федеральном округе это первый подобный центр, и создавался он на базе отдела консервации и реставрации фондов библиотеки им. В.Г. Белинского, который работает с 2003 года.

За это время отдел прошел путь от контроля за условиями хранения до сложной ручной реставрации книжных памятников. Открытие центра позволило увеличить площадь реставрационных мастерских с 140 до 400 кв. метров, а также приобрести передовое оборудование, благодаря которому все процессы реставрации и консервации печатных памятников выйдут на принципиально новый уровень.
«Открытие этого центра – большое событие не только для отрасли культуры нашего региона, но, думаю, что для всех жителей области. Это совершенно уникальное пространство – единственный на сегодняшний день центр в Уральском федеральном округе, где будет возможность реставрировать и консервировать бумажные раритеты. Речь о документах, редких печатных книгах, рукописях, открытках, плакатах, нотах и так далее. Это безусловная связь между прошлым и будущим, возможность сохранить все лучшее, что было подарено нам в XVII, XVIII, XIX веках и так далее. Проект состоялся благодаря поддержке губернатора Свердловской области Дениса Владимировича Паслера, выделившего финансовые средства на организацию центра, на проведение ремонтных работ, увеличение штата сотрудников. Российская государственная библиотека, в свою очередь, предоставила средства на приобретение оборудования, за что мы тоже очень благодарны», – отметила заместитель губернатора Свердловской области – министр здравоохранения Свердловской области Татьяна Савинова.

Чтобы встроиться в большой федеральный проект, Белинка прошла конкурсный отбор, а затем, с января 2025 года, началась серьезная работа по созданию центра.
«Наш центр реставрации и консервации библиотечных фондов является вторым по площади в стране, и при этом он очень грамотно зонирован, сейчас вы сами это оцените, – говорит директор Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В.Г. Белинского Ольга Титова. – Вы увидите, что на этих площадях разместились мастерские, лаборатория для изучения, учебный класс, фотолаборатория и даже это еще не все».
Оборудование, чтобы состарить, и кухня… для книг
Мы начинаем нашу экскурсию как раз с лаборатории, здесь нас встречает специалист по превентивной консервации Анна Тищенко. По образованию Анна инженер медицинского оборудования, но никакого диссонанса не возникает – здесь серьезная химико-биологическая лаборатория, где от Анны как от специалиста очень многое будет зависеть.

«Мою работу можно разделить на два основных направления – это консервация и контроль климата хранения, включающий температурно-влажностный и цветовой режимы. Чем я пользуюсь? Это термогигрометр, который помещается между листами, а также влагомер, благодаря нему можно измерить влажность внутри листа. Кроме того, перед реставрацией мы обязательно измеряем кислотность документа и проводим исследование состава по волокну», – рассказывает Анна Тищенко.
Про все приборы, что здесь есть, нам, конечно же, не рассказать, но назовем то, что удивило многих – например, оборудование для состаривания. Оно используется для реставрации, чтобы проверить, как в дальнейшем себя поведет, например, бумага или другие материалы.
Следующие пространство тоже, уверены, многих удивило. Почему? Да потому, что оно один в один напоминает современную кухню. Здесь тебе и рабочая поверхность, и микроволновка, и блендеры, посуда, большой стол. Но нет, это не столовая, а методическая зона для специалистов.

«Например, в блендерах готовятся смеси для проклейки бумаги, для этого делается мелкая крошка из бумаги, – поясняет Ольга Титова. – Микроволновка тоже требуется для производства, в шкафах посуда, которой будут пользоваться на некоторых этапах реставрации. Хотя неформально мы это пространство тоже иногда называем кухней для книг, но фактически это, конечно же, рабочее пространство».
Большой стол, как пояснил начальник Управления обеспечения сохранности фондов Российской государственной библиотеки Александр Сошнин, нужен для демонстрации процессов коллегам – напротив будет размещен экран и дорогостоящая видеокамера для связи сотрудников с коллегами из других библиотек и, конечно, специалистами Российской государственной библиотеки.
В следующем зале – оборудование для вакуумирования и увлажнения предметов, очень напоминающий кувез для новорожденных. Аналогия еще и в том, с какой бережностью специалисты работают с листами, которые помещают в этот аппарат. Далее – ванна для помывки бумаги, где с помощью обыкновенной фильтрованной воды убирают загрязнения с бумаги (если позволяют чернила), еще дальше – сушка, куда одновременно можно положить более 50 предметов.
Еще один зал полностью отдан под консервацию – здесь установлен большой плоттер и инкапсулятор.
«Плоттер – это устройство для резки картона, бумаги и изготовления специальных контейнеров. Раньше мы все это делали вручную, и насколько знаем, такого плоттера нет даже у коллег в реставрационно-хранительском корпусе центра «Эрмитаж-Урал», – рассказывает «ОГ» заведующая Региональным центром реставрации и консервации библиотечных фондов Альбина Емельянова. – Инкапсулятор выполняет ту же функцию, но запаковывает предмет уже в такой безопасный файлик, который не прилипает к бумаге и никак на нее не влияет».

Альбина Емельянова работает в отделе реставрации и консервации Белинки уже 16 лет и считает, что в их деле все равно главным был и останется человек и его мастерство, но с новым оборудованием специалистам работать точно станет гораздо комфортнее и эффективнее.
И раритет о Жанне д’Арк, и свежий номер «ОГ»
Самое большое помещение Центра отдано, конечно же, художникам-реставраторам. Здесь каждый за своим столом кропотливо трудится над без преувеличения печатными памятниками.
Подходим к специалисту Максиму Малых, рядом с ним на столе лежат уже отреставрированные книги, одна из них 1803 года. А сейчас он трудится над французским изданием 1911 года о Жанне д’Арк.
«Беда этого экземпляра – плесень. Книга попала в воду, после чего сильно пострадал переплет, – говорит художник-реставратор Максим Малых. – Мы не можем использовать поврежденные материалы – а плесень победить нереально – поэтому предстоит реставрация с заменой картонной основы крышек. Приоритет – бумажной основе, и в данном случае была проведена сухая чистка, этого оказалось достаточно».
В случае с реставрацией, рассказывают специалисты, самое главное – правильно выбрать метод и лучше всего работать по тем же технологиям, по которым книга создавалась. В данном случае Максим Малых повторял как раз то, что делала переплетчик начала XX века – с иголкой, ниткой и аутентичным миниатюрным рабочим станком. Это, к слову, о том, что новые технологии в таком сложном процессе как реставрация – еще далеко не всё.
У стола каждого специалиста находится по специальному прессу для бумаги, а один из них больше выполняет музейную функцию. Говорят, он был создан еще при Демидовых. Так вот в день открытия Центра гости желали, чтобы он проработал не меньше, чем этот старинный пресс, продолжая связывать прошлое и настоящее, сохраняя уникальные издания и печатную культуру на века. Присоединяемся и мы. Как знать, возможно, консервации и последующей реставрации будет удостоен и этот, отчасти исторический номер «ОГ»…
Ранее «Областная газета» писала о том, что в библиотеках Верхней Пышмы прошли мероприятия всероссийской акции «Театр и дети».
