День первый
За время киноэкспедиции планируется отснять эпизоды из школьной жизни Риды, дочери уральского писателя Павла Бажова.
В Мугай я приехала одновременно с художником-постановщиком картины Евгением Потамошневым и его помощником Эдуардом Марталером. Хорошее кино отличает внимание к деталям. Первым делом прячутся и маскируются все приметы сегодняшнего дня: современные розетки и выключатели, таблички, замочки на шкафах, элементы экспозиции, тяжеленный стеллаж с костями шерстистого носорога. Привносятся вещи из 30-х годов. Напротив входа появляется большой портрет Сталина.
«В этом месте находится уникальный объект — сохранившаяся и превращенная в музей дореволюционная школа, реальное училище. А так как время нашего фильма — 1937 год, то и интерьер этот просто создан для съемок», — рассказывает режиссер картины Андрей Ким.
Подъехали остальные участники киногруппы. Помощники режиссера Ольга Герасимова и Ирина Леонова нарезают куски самоклеящейся зеленой пленки. Это хромакей на стекла окон. Благодаря ему монтажер на этапе постпродакшна сможет создать любой пейзаж.
Оператор Сергей Носов вместе с помощником Петром Дринко устанавливают свет на площадке, монтируют тележку, которая понадобится для съемки динамических сцен. Гример Ольга Сумская и художник по костюмам Лариса Механошина готовятся ко встрече с детьми, задействованными в фильме. Директор студии «Мастер», исполнительный продюсер проекта Александр Лекер одновременно решает множество задач. Он отвечает за питание и проживание актеров и участников группы, за взаимодействие с местной администрацией.
Работы много. Постепенно в процесс втягиваются дети-актеры вместе с сопровождающими их родителями. Огромную помощь оказывают сотрудники принимающего нас комплекса во главе с директором Еленой Пластеевой.
Киногруппа обращается с экспонатами очень бережно, но первое время на лицах хранителей мелькает ужас. Андрей Ким ставит задачу максимально натуралистично представить эпоху. Поэтому Евгений Потамошнев дотошно осматривает обстановку, подмечая чужеродные для 1937 года вещи.
«Мы не действуем по принципу „сойдет на дальнем плане“. Наш художник-постановщик Евгений Потамошнев переставляет предметы, пишет лозунги, развешивает объявления. Если между эпизодами по сюжету проходит время, то будет менять содержание интерьера, ведь в нем живут люди, которые вносят изменения. Значит, и мы должны сменить картинку», — объясняет режиссер.
Предлагаю свою помощь. Еду на местную лесопилку, где в мою машину загружают 3-метровые деревянные бруски. Они стали основой для софитов, которые будут освещать школьный класс с улицы. На подготовку музея к съемкам уходит полдня.
В киногруппе всего 11 человек — люди универсалы, которые владеют несколькими киноспециальностями.
«Бюджет фильма в среднем — десятки миллионов. Исторического — сотни. И в производственном процессе должно участвовать не 11 человек, а 60–70 без учета актеров. Но мы справляемся», — комментирует Александр Лекер.
В музей приехали ребята из Мугайской и Махневской школ, они снимутся в массовых сценах.
«Дело не только в том, что в Махнево негде разместить 20 детей из Екатеринбурга. Основная причина в том, что местные ребятишки больше подходят под типажи довоенной эпохи: их лица, выражение глаз, душевное состояние. С собой мы привезли только пятерых детей-актеров», — продолжает Александр Лекер.
Ребята по очереди проходят через руки костюмера и гримера, а потом предстают перед режиссером или его помощниками, которые обязательно должны одобрить внешний вид и прическу. Следом за детьми гримируются хранитель фондов Марина Черемисина, смотритель музея Ирина Анисимова. Они снимутся в массовых сценах в роли учительниц. Рабочий по обслуживанию здания Владимир Гагарин сыграет роль истопника. «Типаж… Грим не нужен», — подмечает режиссер.
Приехали юные актеры Варя Феоктистова и Матвей Марушкин, они играют роли Риды Бажовой и ее одноклассника и друга Коли Кузнецова.
Первая сцена — школьная перемена. «Камера. Снимаем. Начали», — командует Андрей Ким. 25 детей, педагоги и истопник начитают, казалось бы, хаотичное движение по коридору. На самом деле перед нами партитура кино — у каждого своя траектория движения и задача от режиссера. В толпе выделяется девочка, она пристально смотрит в камеру каким-то отстраненным взглядом. Крупный план.
«Мы делаем кино детскими глазами про взрослый мир. У этой девочки в исполнении Тани Самойловой очень пронзительный взгляд. Поэтому я все время делаю с ней апарт на камеру, она смотрит зрителю прямо в глаза. Кто такая? Одноклассница. Странная какая-то. Очень пристально смотрит на нас из 1937 года. Она воплощает тот самый детский взгляд на взрослую жизнь и одновременно авторский взгляд», — поясняет Андрей Ким.
В школу вбегает Рида, на ее на валенках и шапке натурально блестит снег производства помощников режиссера. На его изготовление ушло два современных подгузника — такой вот реквизиторский прием. К дочери Бажова подбегает белокурая девчушка в исполнении юной актрисы Вероники Чамовских. Она просит заплести ей косички. Рида спешит, но отказать первоклашке не может — это их традиция. Нервничает, больно дергает девочку за волосы, та плачет.
«Стоп. Снято». Разъезжаемся по домам. Киногруппа на своих машинах отправляется ночевать в соседний поселок Махнево.
День второй
Съемочный день начинается в 10:00. Дети одеваются сами и идут на грим.
Андрей Ким начинает с эпизода, где Рида Бажова пришла в школу с сформулированной папой задачей: объявить, что его исключили из партии и выгнали с работы.
«Бажов — мудрый человек. Он пытается уберечь дочь, приспособить к текущей ситуации, чтобы сгладить возможные для нее последствия», — объясняет режиссер.
Перед каждым эпизодом Эдуард Марталер запускает дым-машину. Равномерно разгоняет дым дощечкой по классу. Дым рассеивается, его не видно, но при этом создается ощущение глубины пространства. Без этого визуального эффекта картинка была бы плоской.
Сегодня много работы в классе. Энергетически затратный процесс. Дети начинают отвлекаться, дурачиться, выяснять отношения. На партах соответственно времени стоят чернильницы-непроливайки и лежат перьевые ручки. Детей просят не трогать их, но мало кто слушается. К концу съемочного дня руки и лица у многих будут в чернилах.
«Сегодня главное — управиться с детьми. Настроить и вдохновить актеров. Создать картинку, похожую на правду. Местные ребята меня порадовали. Смог добиться от них того, чего ожидал. Старался всем дать реплики. Как только видел, что глазки заблестели, то сразу использовал. Кто-то сразу включился. Кому-то понадобилось полтора дня. Даже самые унылые мордочки со временем начинали искрить. Никого не принуждаю. Только подсвечиваю то, чем их одарила природа», — говорит Андрей Ким во время перерыва.
Отмечаю, как быстро он находит общий язык с местными школьниками и легко добивается поставленной цели. Отвечает, что уже 15 лет снимает детское кино.
Семь часов вечера. Местные ребята уехали по домам. Андрей Ким начинает в классе репетицию завтрашней кульминационной сцены. Юные актеры устали. Члены съемочной группы дремлют на задних партах. Сергей Носов молча наблюдает.
«Я понимаю, что это насилие над актерами. Но их мало, и мне хватит энергии, чтобы разбудить, растормошить. Репетиция — это более безответственный процесс по сравнению со съемками. В это время я смелее импровизирую, многое изобретаю на ходу», — поясняет Андрей Ким.
По его словам, сценарий — это шифровка для режиссера. В нем на первом месте — текст. А в жизни, в кино, в театре важен подтекст, содержание, мизансцена, внутреннее движение души.
«Поэтому плох тот режиссер, который ставит текст. Наш сценарий не несет смысловой нагрузки — он поверхностный, пунктирный. А рисунок внутри. Его надо вытащить. Я на репетиции сделал легкий набросок, а завтра во время съемок могу его полностью изменить, но я его уже вижу», — продолжает Андрей Ким.
На репетиции режиссер не добивается от ребят игры под конкретную задумку. Важнее понимание. Одноклассница Риды и Коли Ленка, которую играет Риана Акберова, бунтует не против одноклассников или учительницы, а против мира, который навязывает ей это фальшивое существование, где «у матери хахаль — НКВДшник» и где без суда и следствия расстреляли отца Коли.
«Ленка дозрела до бунта. Риана понимает это. Не может сформулировать, но по действию вижу, что поняла. Не играет — живет. Варя тоже все понимает. Но другим органом, интуицией. Ее глаза не врут», — говорит Андрей Ким.
Матвей Марушкин и Дарья Крапивина, которая исполнила роль учительницы Елены Степановны, вместе с режиссером набрасывают рисунок завтрашней сцены. Дополняют и развивают его идеи.
«Матвей пришел сегодня со стопроцентным знанием текста. Это не вопрос памяти. Чтобы это выучить, надо потратиться, тем более что наш сценарий не отличается гладкостью письма и сладкозвучием речи. Если он это выучил, значит он это понял», — поясняет Андрей Ким.
Дарья Крапивина — флагман отряда «Каравелла», педагог дополнительного образования. Это ее первый опыт съемок в профессиональном игровом художественном фильме.
«Сначала моя героиня держится, она старается балансировать на грани этого ужаса, продолжать общаться с ребятами, учить их. Это ее долг, она не бросает их. Но в конце ломается. Столько детей вовлечены в это безумие, и она больше не может сохранять спокойствие и выдержку», — рассказывает исполнительница роли учительницы.
Тема для Дарьи важная: в 1937 году на ее прабабушку написали донос. Она вынуждена была срочно уехать из Санкт-Петербурга в глухую деревню и там скрываться долгое время.
«Андрей Ким подмечает каждую деталь, каждую эмоцию, бережно направляет. Сначала дает сыграть тебе, а потом аккуратно поворачивает в свое русло. Какое-то время поддерживает под локоток, а потом отпускает: „Отлично. Снято“. Он органичен в общении с детьми. Мне приятно, что наши педагогические методики идентичны. В каждом ребенке старается найти изюминку», — рассказывает Дарья Крапивина.
День третий
Сегодня съемки кульминационного момента школьного эпизода. Бунт мальчика Коли, у которого расстреляли отца и арестовали мать. В финале сцены он пробегает по партам и выпрыгивает в окно.
Сегодня все внимание — Матвею, Риане и Дарье.
Елена Степановна: «Там комиссия из районо. По школе ходят! Ребята! Не подведите! Коля! Кузнецов, ты всегда хорошо отвечал! Иди к доске!» Кто-то из одноклассников говорит: «Елена Степановна! Кузнецова не надо!» В класс вбегает Ленка: «У него мать арестовали!» Коля у доски начинает рассказывать тему «Признаки делимости на 3»: «Как у нас нынче на 3 делят, знаете? Вот, нас трое и было. Папа, мама и я… Разделить. Это как? Три на три? Семью разделить? Ну вот, пожалуйста. Разделили? Вот он я. Один остался! Довольны?»
Матвей швыряет тряпку о доску, вскакивает на парту, пробегает по столам одноклассников, с подоконника долгим взглядом смотрит на учительницу и прыгает в окно.
«Коля! Третий этаж!»
Дети-актеры на нервах, Дарья Крапивина искренне плачет.
«Для меня все происходящее — всерьез. И когда Коля прыгнул в окно, заплакала. Как я могу оставаться равнодушной, когда мой ребенок переживает такие события, эмоции?» — делится актриса.
Дети выбегают из класса. За партой остается только странная девочка.
«Сегодня утром я придумал сцену с участием Тани. Когда все дети выбегают из класса после прыжка Коли, она сидит неподвижно. Осталась одна, понимая ужас происходящего. Это персонаж на грани реализма и сюрреализма. Девочка из другого мира, с другого ракурса. Она находится как бы снаружи процесса и все время на него смотрит», — поясняет режиссер.
Героиня Тани Самойловой наклоняется за портфелем, встает и медленно идет на камеру. По ее щекам текут слезы.
Елена Степановна с мелком в пальцах замерла у распахнутого окна. В дверь входят три строгие фигуры — комиссия из районо. Ее председатель до мурашек напоминает Лаврентия Берию. В ролях — Ольга Герасимова, Александр Лекер и Ирина Леонова из киногруппы. «Стоп. Снято. Все молодцы». Андрей Ким облегченно выдыхает.
«Три дня в постоянном напряжении — это тяжело. Доволен. Мы сделали все сцены. И нет ощущения, что я где-то недовернул или не получилось. Вернусь домой, через день отсмотрю материал. А потом на месяц отложу проект. Следующая задача — снять Свердловск 1937 года. В этом проекте все пока получается очень натурально и не фальшиво. Город надо сделать так же», — резюмирует режиссер фильма.
Киногруппа быстро и слаженно расставляет музейные экспонаты по местам, убирает следы своей работы, демонтирует съемочное оборудование. Атмосфера игры, праздника стремительно испаряется. Этот мир исчезает на глазах. Новый мир Андрей Ким начнет создавать в январе 2024 года в Ирбите.
Напомним, ранее «Областная газета» писала, что съемки первого художественного фильма о Бажове прошли в доме-музее писателя в Сысерти.