5 декабря в Ельцин Центре состоится подведение итогов XX Международного фестиваля-практикума киношкол «Кинопроба». За время смотра, помимо показов фильмов участников, прошло большое количество самых разных мероприятий — от мастер-классов до творческих вечеров. Так, в рамках «Кинопробы» Алексей Федорченко в Ельцин Центре представил свою «документальную трилогию»: «Кино эпохи перемен», «Монета страны Малави» и совсем новую картину.
Новый фильм Алексея Федорченко называется загадочно: «Колбаса Митрофана Аксёнова». Что за Митрофан? Торговец колбасой или ее изготовитель? Ни то, ни другое.
Алексей Федорченко снял кинобиблиодетектив — новый жанр, в котором еще никто не работал. Алексей Станиславович любит и собирает уникальные книги, некоторые сохранились в нескольких экземплярах на всей планете и отсутствуют в областных и республиканских публичных библиотеках. В числе таких библиораритетов оказалась брошюра Митрофана Аксёнова «Нет смерти» 1918 года издания. Федорченко захотел что-то узнать об авторе, как любой современный человек, зашел в Википедию. Обнаружил там: год рождения –? , год смерти — ? И вообще, успокаивала Вики, никакого Митрофана Аксёнова не было, это один из псевдонимов знаменитого юриста Анатолия Кони. Позвольте, сказал режиссер, брошюра есть, а автора нет? Так не пойдет!
И началось многотрудное, полное невзгод и опасностей путешествие в поисках автора. Пришлось и в Южную Америку слетать, и в Нижний Новгород, и в Баку… Да это семечки — во время спиритического сеанса вызвали дух Митрофана Аксёнова! Но дух был не в настроении и отказался общаться…
Нашли и человека, предположившего, что Митрофан Аксёнов — псевдоним знаменитого юриста Анатолия Кони. Тот пожаловался на своего научного руководителя: он во время выступления молодого человека на научной конференции нарисовал подводную лодку, а потом показал этот рисунок оратору со словами: «Она утонула». Нашли и автора этой фразы (нет, не того, о ком вы подумали). Он категорически открестился от этой байки: «Я не умею рисовать подводные лодки».
Интрига все напряженнее. Книг Митрофана Аксёнова нет даже в Москве, в библиотеке имени Ленина. Приходится искать их у букинистов всего мира, и личность Митрофана Семёновича начинает обретать черты космического масштаба. Это он сформулировал теорию относительности, а Эйнштейн просто воспользовался наработками нашего российского гения, и поклонники Эйнштейна сделали все возможное, чтобы об Аксёнове забыли…
Это только частички удивительной фантасмагории, созданной при активном участии искусственного интеллекта. ИИ предлагает изображение Митрофана Семёновича — весьма экстравагантное, но кто мы такие, чтобы спорить с ИИ… Над Википедией Федорченко поиздевался по полной программе. Неизвестны даты жизни? Вносим правку. Неизвестна биография? Вносим правку… Википедия создается любым желающим. Такие биографии можно сочинять! И даже титры сделаны как редактура текстов Вики. А уж какая смешная и умная анимация!
Вот только жизнь постоянно подрезает крылья фантазерам. Создатели фильма собирались поехать по аксёновским местам — Харьков, далее везде. И случилось то, что не могло представиться в самых страшных фантазиях. «Колбаса Митрофана Аксёнова» — картина парадоксальная: трагический финал дает надежду. А откуда в названии колбаса? Ой, без спойлеров! Подскажу только: это кого надо колбаса, и четырехмерный мир, порезанный на кусочки колбасы, долго вас не отпустит.
Напомним, что фестиваль «Кинопроба» проводится при поддержке президентского фонда культурных инициатив, Министерства культуры РФ, министерства культуры Свердловской области и Росмолодежи. «Областная газета» является информационным партнером смотра.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге стартовал фестиваль «Кинопроба».
Опубликовано в № 275 (9790) от 5 декабря 2023 года.