Новый фильм Дэвида Финчера «Киллер» ждали, кажется, все. Ведь это режиссер, снявший «Семь». «Бойцовский клуб», «Игру», «Манка»… Но в том-то и проблема: каждая новая картина Финчера не похожа на прошлые, что вызывает возмущенные вопли: мы ждали что-то другое!
«Киллер» — внутренний монолог профессионального убийцы (бесстрастный Майкл Фассбендер). Он несколько раз повторяет мантру: «Ввязывайся только в тот бой, за который тебе платят». Уговаривает себя: убивать людей — просто бизнес, ничего личного, эмоции должны быть отключены. Он постоянно контролирует свой пульс, ведь если сердце будет биться слишком часто, выстрел не поразит мишень. Он так воспринимает своих жертв — цель, объект, потому что если увидеть в них людей, может проснуться жалось, сострадание, а это непрофессионально.
О киллерах снято много ярких фильмов, и почти всегда Жан-Поль Бельмондо, Ален Делон, Жан Рено показывали своих героев как несчастных людей, которых есть за что пожалеть. Ну подумаешь, людей убивает. А у него есть любимая канарейка или цветок, он так трогательно заботится о них… Удивительная история произошла с фильмами «Брат» и «Брат-2» Алексея Балабанова. Данила Багров — безжалостный убийца, и это приговор времени: посмотрите на парня, который мог бы работать, иметь семью, а он убивает, убивает, убивает. Этот герой нашего времени должен был ужаснуть, задуматься, что с нами происходит, а в него влюбились миллионы зрителей, парни стали подражать Даниле, очень модными стали свитеры «как в «Брате»…
Дэвид Финчер своего героя не романтизирует, ему не хочется подражать. Киллер объясняет: «Сочувствие это слабость. Слабость это уязвимость». Чтобы не быть уязвимым, не смей сочувствовать. Свои объекты он оценивает по техническим характеристикам: возраст, вес, хронические заболевания, и прикидывает, сколько времени человек… то есть объект, сможет прожить после таких-то ранений.
Из звезд тут есть Тильда Суинтон, которая рассказывает киллеру любимый похабный анекдот Никиты Михалкова. Я его не могу процитировать, если интересно, в интернете в поисковике наберите: Никита Михалков, анекдот про охотника. Не знаю, откуда Дэвид Финчер и Тильда Суинтон узнали этот анекдот — неужто от самого Никиты Сергеевича?
В «Киллере» нет фантастики, которая была в «Загадочной истории Бенджамина Баттона». Это, если угодно, производственный фильм. В Советском Союзе было много производственных фильмов — про ткачих, сталеваров, комбайнеров, трактористов, строителей, монтажников-высотников. Благодаря великим актерам и талантливым сценаристам люди полтора часа могли смотреть, как на заседании парткома обсуждают, почему бригада Потапова отказалась получать премию и что не так устроено в строительном тресте. Интересно было. Вот и следить за работой киллера у Дэвида Финчера очень любопытно. А потом подумать: Господи, как же земля носит таких тварей…