«Одолженное время у бога, у жизни, у судьбы»: кинорежиссер Андрей Ким рассказал о своем видении роли Бажова в культуре Урала

Павел Бажов — народный герой, «пророк» и заступник. Даже спустя 73 года после смерти он лично присутствует в жизни многих своих земляков. Спаситель клада иткульской культуры. Создатель новой уральской мифологии. Благодаря его сказам жители Уральского хребта обрели древнейшую историю. Он умер и воскрес, обретя «сверхспособности». Кинорежиссер и сценарист Андрей Ким на протяжении 20 лет время от времени обращается к феномену личности Бажова. Обозревателю «ОГ» Дарье Чертковой он рассказал, почему не снимает Бажова «в кокошнике» и почему оценка дочери сказителя для него важнее статуэтки «Оскара».

В жизни многих из нас

В моем детстве Бажов появился в виде маленького сборника «Малахитовая шкатулка» с иллюстрациями Виталия Воловича. Я тогда учился в 5 классе. С первого сказа повествование увлекло. Запомнил ощущение трагизма.

Когда уже взрослым, снимая краеведческое кино, столкнулся с Бажовым, Вселенная стала мне активно подыгрывать. Например, в 2007 году записываю интервью с художником Виталием Воловичем. Что-то рассказывая, он открывает антресольный шкаф, и оттуда падают знакомые с детства картинки — иллюстрации к тому самому сборнику. Раньше и не задумывался, чьи рисунки были в книге. А тут настолько был изумлен, что спросил: «Виталий Михайлович, это правда вы нарисовали?»

Делаю сюжет про свердловского геолога, который 20 лет работал на сверхглубоких шахтах в Германии. Он вспоминает детство и рассказывает, что мальчишкой на улицах частенько встречал Бажова. Иду в Дом кино по своим делам, останавливает вахтер: «Андрей Георгиевич, правда, что вы фильм про Бажова снимаете? А я работала экскурсоводом в его доме-музее!» Снимаем сцены фильма «Бажов. Одолженное время» в Мугайском музейно-туристском комплексе. Его директор говорит, что в соседнем поселке Махнево жил человек, который переписывался с Бажовым и был с ним дружен. В Ирбитском мотомузее экскурсовод вспоминает о своем дедушке, который бок о бок воевал с Павлом Петровичем.

Мне все время встречаются люди, которые как-то связаны с Бажовым и его творчеством. Его знают все! И огромное число современных людей воспринимают его не опосредованно, а как-то лично. Мне кажется, что это связано с душевными качествами писателя и особенностью того времени. В некоторые исторические моменты появляются люди, которые фокусируют на себе гигантское число судеб.

Фото: Дарья Черткова

Народный человек

С 1946 по 1950 год Павел Бажов был депутатом Верховного Совета СССР. К нему круглосуточно шли люди, с его помощью решали свои проблемы. Но при этом он — всенародно известный и читаемый автор. Возникает резонанс. Казалось бы, какое дело рабочему с Уралмаша, который едет на завод в трамвае, до «Приказчиковых подошв», до судьбы Степана и его любви к Хозяйке Медной горы? Бажов — не только влиятельный человек, но и автор, «властитель дум, инженер человеческих душ». А чтобы в эти души «проникать», и личность должна быть, и эпоха соответствующая.

Павел Петрович до конца своих дней принимал огромное участие в жизни города, в судьбе народа, среди которого жил. Говорят, он никому не отказывал, помогал, добивался. Это его вторая ипостась — народный человек, герой, заступник. Такие люди приходят в темные времена. Когда больше не к кому обратиться. Бажовская миссия возникла, потому что он был нужен народу. Несчастны те времена, в которых не живет такой вот «пророк».

Бажов умер более 70 лет назад, а вспоминают его постоянно. Речь не только о литературе. Не многие знают, что в сентябре 1939 года школьники из Полевского нашли клад. В нем было более 40 медных изделий, среди них — птицевидные и антропоморфные изображения. Павел Петрович случайно увидел, как мальчишки играли на улице необычными железяками. Он понял, что это настоящий археологический клад. Собрал все найденные предметы, обследовал и описал место их находки. Оказалось, что эти артефакты относятся к раннему железному веку. Тысяча лет до нашей эры! И если бы не Павел Петрович, то клад иткульской культуры был бы потерян. Сейчас эти предметы можно увидеть в краеведческих музеях Екатеринбурга и Полевского. Один птицевидный идол выставлен в Лувре.

Фото: личный архив Андрея Кима

Нельзя снимать Бажова «в кокошнике»

С 2005 по 2009 год мы сделали несколько документальных фильмов об уральской столице и ее окрестностях: «Линия сопряжения», «Ключи от города», «Легенды и мифы Екатеринбурга». И в каждом из них так или иначе присутствует Бажов, образы и факты с ним связанные. Невозможно жить на Урале, снимать краеведческий фильм и не упомянуть Павла Петровича.

Уже тогда возникло понимание, что его нельзя показывать «в кокошнике». Вокруг такого огромного культурно-исторического явления, как Бажов, сложилось множество штампов, есть даже своеобразный «бажовский кич». Я этого всего избегаю. Хозяйка Медной горы в народном костюме — это узнаваемо и всеми признано. И потому лично мне не годится.

В 2018 году мой коллега Александр Лекер, мечтательно глядя в пространство, сказал мне: «2019 год в Свердловской области объявлен Годом Бажова. А ты не мог бы про Бажова…» Я разозлился от того, что он, директор и продюсер, лезет ко мне, художнику, со своими идеями. А зря. Уже через полчаса меня осенило: надо, чтобы взрослых играли дети. Хозяйка Медной горы — не дородная бабенция в кокошнике, а 10-летняя девчушка, которая читает, примеряет на себя, играет в эту самую Хозяйку. И проживает эти сказочные обстоятельства предельно искренне, не штампованно. Мы счищаем хрестоматийный глянец и делаем новое! Так получился фильм «Ящерка вернется», который ломает стереотипы, но при этом знакомит зрителя с фабулами бажовских сказов.

Ариадна Павловна скажет потом, что юная актриса Мира Коржикова — лучшая Хозяйка, которую она видела в своей жизни. Фильм настолько впечатлил дочь Бажова, что она попросила директора Благотворительного фонда «Бажов» Сергея Полыганова нас познакомить. Я приехал к ней в Москву. Ариадна Павловна меня обняла, сказала, что я снял лучший фильм по произведениям ее отца, и накормила пирожками. После такого признания мне и «Оскар» уже не нужен (смеется. — Прим. ред.).

Фото: кадр из фильма «Ящерка вернется»

«Чего он сидел? Трусил что ли?»

В нашем документальном фильме «Ключи от города» звучит факт о том, что гений Бажова родился в 1937 году. А случилось вот что: 58-летнего советского журналиста исключают из партии и увольняют с работы. Оказавшись практически запертым в своем доме, он создает сборник сказов «Малахитовая шкатулка». Это не давало мне покоя. Я тогда еще подумал: «А чего он сидел? Трусил что ли?»

И мы с Максимом Ермаковым написали сценарий фильма «Бажов. Одолженное время». Я отправил его Ариадне Павловне. Она дала мне кучу советов: часть принял, часть переработал. Например: «Папа не мог произнести простонародное „помер“. Это его персонажи так говорили. А папа не мог!»

Почему «Одолженное время»? Потому что по законам повествования Павел Петрович в 1937 году должен был умереть. Если не от действий НКВД, то от инфаркта. Много ли тогдашнему мужику надо в его 58 лет? Потому в самом начале нашего фильма Бажов умирает. А потом воскресает. В каком-то новом качестве. Как бы сказали сегодня «обретя сверхспособности». Метафора. Уместно ли так говорить о реальном Бажове? Но мы же писали киносценарий! И вся эта история, его последующая жизнь с нашей точки зрения  — это уже «одолженное время» у бога, у жизни, у судьбы.

Смотрите, где концентрируется фокус. Мы писали не о сказах и не об уральском крае. Нас интересовал вопрос самосохранения личности в эпоху тоталитаризма. А для раскрытия темы потребовался Бажов, его судьба, его образ.

Фото: личный архив Андрея Кима

Мои вопросы Бажову

Параллельно со «взрослым» проектом мы сняли детскую игровую короткометражку «Как Дёма Баклушкин Бажова прочел». Мне стало интересно, можно ли заставить пяти- и шестиклассников высидеть на литературоведческом диспуте «Мои вопросы Бажову». Чтобы удержать внимание современных школьников, мы используем все драматургические средства: взаимоотношения с девочкой, интригу квипрокво («кто вместо кого». — Прим. ред.), подмену актера, комические ситуации. И на ходу незаметно «подменяем колоду». Авантюрная комедия вдруг превращается в размышления о сюжетах «Малахитовой шкатулки». А изначальная идея проста: поговорить со школьниками о Бажове современным языком, пусть даже в угоду нынешнему клиповому мышлению. Для чего такие адские эксперименты? У нас в финале главный герой, двенадцатилетний балбес, не прочитавший в жизни ни одной книги, открывает-таки «Малахитовую шкатулку» и читает ее. Прекраснодушный вымысел? Нет, это попытка создавать будущее.

Фото: Татьяна Самойлова

Я думаю, что не только у нашей студии «Мастер», у многих художников — свой Бажов. Масштаб личности таков. Вот, маленький юбилей — 145 лет. Заглянуть бы в будущее. Ну хотя бы в двухсотлетие. Будет ли наш автор актуален? Гарантировать ничего нельзя. Но можно сегодня для этого работать.

Съемки полнометражного художественного «Бажов. Одолженное время» реализуются Благотворительным фондом «Бажов» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. «Областная газета» является информационным партнером проекта.

Ранее кинорежиссер Андрей Ким рассказал «Областной газете» об особенностях создания фильма «Бажов. Одолженное время».

Опубликовано в № 17 (9828) от 27 января 2024 года.

«Фолк-перекресток»: Уральский центр народного искусства объединил в День народного единства жанры и регионы России

Буквально накануне, в первые дни ноября, Уральский центр народного искусства принимал на своей площадке Всероссийский фестиваль...

Премьера мюзикла «Василиса» состоялась в парке «Россия — моя история» в Екатеринбурге

В историческом парке «Россия — моя история» 4 ноября также прошли мероприятия, посвященные Дню народного единства. На площадке...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также