Рецензия на фильм «Мастер и Маргарита» от Андрея Кулика

Сценарист Роман Кантор не стал цепляться за книгу, он только взял ее за основу

«Мастер и Маргарита» — культовый роман Михаила Булгакова. У него целая армия фанатов, которые встречают в штыки любые попытки экранизаций и театральных постановок: исказили, надругались, опозорились… Этот фильм многие встретили так же. Но снимали не для фанатов, а для нормальных зрителей.

Есть несколько экранизаций «Мастера и Маргариты», из них у нас наиболее известны две. Фильм Юрия Кары, снятый в 1994 году, мог стать сенсацией, один актерский состав чего стоит: Анастасия Вертинская, Михаил Ульянов, Валентин Гафт, Александр Филиппенко… Но возникли какие-то коллизии с авторскими правами, и картина пролежала в сейфе продюсеров 17 лет! Он вышел в прокат в совсем другую эпоху, выглядел старомодным и порой нелепым, хотя и очень любопытным (один Филиппенко чего стоит!)

В 2005 году Владимир Бортко снял телепродукт из 10 серий. Он попытался как можно подробнее перенести текст Булгакова на экран. Получилось совершенно беспомощное зрелище с Анной Ковальчук (сериал «Тайны следствия») в роли Маргариты. Случилось то же, что и с «Идиотом» того же Бортко: он заставил персонажей произносить книжные монологи, не понимая, что текст и кино — разные субстанции. Чем сильнее проза, тем труднее ее перенести на сцену и в кино. Хотя Александр Филиппенко безупречен!

И вот фильм Михаила Локшина. Режиссер — американец по рождению. Его отец был леваком и попросил в СССР политического убежища, которое и получил в 1986 году. Так что гражданин США Михаил Локшин вырос в Москве. Его первый полнометражный фильм «Серебряные коньки» (2020) зрители приняли благожелательно. И вот этот русский американец замахнулся на Михаила нашего Булгакова.

Сценарист Роман Кантор («Топоры в батонах», «Мертвое озеро», «Эпидемия») не стал цепляться за книгу, он только взял ее за основу. В книге автор рассказывает о появлении в Москве Воланда со свитой. В фильме это фантазии Мастера (Евгений Цыганов), в реальности он познакомился с туристом из Германии (Август Диль — «Бесславные ублюдки»), умным интересным человеком (они общаются по-немецки).

У Мастера только что запретили спектакль «Пилат», облаяли в печати, исключили из Союза писателей, он в депрессии. И тут случайно встречает на улице прекрасную незнакомку (Юлия Снигирь). Чтобы произвести на нее впечатление, он начинает фантазировать, рассказывая, как вот этих самых местах, где они гуляют, в Москве однажды появился дьявол в человеческом обличьи. Ей нравится, она просит его писать книгу. Вот так и перемешиваются реальность и фантазии Мастера, и надо смотреть очень внимательно, что не перепутать — это реальность или фантазия? Это Маргарита из книги или из жизни? Впрочем, и Москва демонстративно показана нереалистично, нет попыток воспроизвести 1930-е годы, всё довольно условно, театрально (театр тут вообще занимает очень важное место). Есть очень выразительные молчаливые кадры: в луже мы видим красную букву W, камера поднимается вверх — это отражение буквы М (Воланд как отражение Мастера? Или просто вход в метро?).

Отличный актерский состав. Очень впечатляет Леонид Ярмольник в роли психиатра Стравинского — сразу вспоминается советская карательная психиатрия. Как всегда прекрасен Александр Яценко (Алоизий). Специально для поклонников сериала «Оттепель» есть сцена, где Алоизий рассказывает Мастеру о своем новом сценарии музыкальной лирической колхозной комедии. Как вы помните, в «Оттепели» герои Яценко и Цыганова работали как раз над таким фильмом.

Многочисленные отражения, отсылки к нашим дням весьма уместны и остроумны. Порадовал энергичный монтаж, заскучать у вас просто нет шансов.

Так что советую идти в кино, желательно с друзьями, чтобы сразу после просмотра обсудить и, наверное, поспорить. Только предупреждаю: билеты лучше покупать заранее — расхватывают!

Опубликовано в № 18 (9829) от 30 января 2024 года.

«Фолк-перекресток»: Уральский центр народного искусства объединил в День народного единства жанры и регионы России

Буквально накануне, в первые дни ноября, Уральский центр народного искусства принимал на своей площадке Всероссийский фестиваль...

Премьера мюзикла «Василиса» состоялась в парке «Россия — моя история» в Екатеринбурге

В историческом парке «Россия — моя история» 4 ноября также прошли мероприятия, посвященные Дню народного единства. На площадке...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также