Благотворительный фонд «Бажов» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив отснял в Екатеринбурге очередные сцены полнометражного художественного фильма «Бажов. Одолженное время». Съемочная группа работала на двух площадках Музея истории Екатеринбурга: в Доме Маклецкого и в Креативном кластере «Л52».
«Отсняли несколько эпизодов разных по длительности, смыслу, эмоциональному накалу. Оба здания как нельзя лучше работают на задачу. Окна, лестницы, высокие потолки — все эти детали очень важны для фильма. Тем не менее предварительной подготовки к съемкам очень много: нужно спрятать налет современности», — рассказывает сценарист и режиссер фильма Андрей Ким.
Более двух часов уходит на то, чтобы в угловом кабинета Дома Маклецкого заменить офисную мебель старыми столами, развесить плакаты, портреты, фотографии нужной эпохи.
Предстоит отснять сложные актерские сцены. Костюмы, грим — все помогает настроиться на нужный лад. Каждому актеру, вне зависимости от того, насколько большую роль он играет, Андрей Ким объясняет задачу, погружает в необходимое для снимаемой сцены состояние.
«Ни одного случайного выражения лица в кадре, ни жеста, ни взгляда „мимо“. В результате каждый эпизод, что называется, „попал в точку“ в этой напряженной атмосфере рокового для Бажова партсобрания в редакции», — комментирует режиссер.
На съемки заседания парткома, который исключает Бажова из партии, уходит всего 40 минут. Пока помощники возвращают обратно обстановку кабинета, на лестнице снимается еще один эпизод. По лестнице в здании НКВД два красноармейца ведут под конвоем босого избитого человека. Павел Петрович вжимается в стену, пропуская процессию.
На другой локации, на Ленина, 52, снимается совсем иная по настроению сцена. Это творческий спор Бажова с редактором о литературе.
«1936 год. Время, когда Бажов написал первые сказы. Флешбэк. Некая точка отсчета, которая происходит еще до трагических событий. Поиск манеры существования актера. Самое сложное. Самое дорогое. Каждый актер приходит в нашу картину из своего театра, своего мира, со своим актерским диапазоном. Надо привести их к единому знаменателю. Но ни на кого не давить, а давать возможность эволюционировать», — поясняет Андрей Ким.
В эпизоде снимаются два замечательных актера — Игорь Петрович Кравченко в роли Бирюкова, редактора, который дал путевку в жизнь сказам Бажова, и Иван Николаевич Филоненко в роли директора издательства.
«Новая, интересная задача была сегодня у Леонида Платонова, играющего главную роль. Мы впервые снимали не раздавленного, измученного Бажова, а того, каким он должен быть: колдун, вещь в себе, загадка. Он непредсказуем в своих оценках и реакциях. Этот сюжет с написанием первых сказов, с побудительными причинами к этому до сих пор остается загадкой», — говорит Андрей Ким.
По словам режиссера, есть разные точки зрения на бажовский миф. Кто-то считает, что он насобирал фольклор, обработал и записал. Андрей Ким считает, что писатель выдумал свои сказы. Но в разговоре Бирюковым, который пытается уличить Бажова в том, что сказы эти придуманы, Павел Петрович отрицает это. В этом и заключается его загадка. В жизни он так и не ответил на этот вопрос. И в этой сцене зритель тоже не получит ответа.
На данный момент киногруппа отсняла примерно половину фильма. Напомним, съемки реализуются Благотворительным фондом «Бажов» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. «Областная газета» является информационным партнером проекта.
Ранее «Областная газета» писала о том, что Благотворительный фонд «Бажов» завершил «ирбитский» этап съемок фильма «Бажов. Одолженное время».
Опубликовано в № 72 (9883) от 4 апреля 2024 года.