Фильм «БАЖОВ. Одолженное время», который создается при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, в процессе съемок получил, кажется, дополнительный подзаголовок — «Грустный рассказ о дороге в сказ». «ОГ» как информпартнер проекта уже не раз давала репортажи со съемок, и кто следит «за процессом», знает: фильм рассказывает об одном, но знаковом годе жизни Бажова. Попавший в поле зрения НКВД, журналист Бажов решает «отсидеться», занявшись только литературой. Тогда-то и рождаются сказы.
Фонд «БАЖОВ» пригласил в очередной раз прессу, когда в Екатеринбурге снимается тот самый злополучный и судьбоносный день в жизни писателя: Павел Петрович вызван повесткой в НКВД, приходит, весь день ждет и, не дождавшись вызова к следователю, тихонько встает и уходит. Чтоб на год пропасть из общественного внимания.
Съемочная группа долго искала помещение, подходящее под атмосферу «бдительных органов» 1937 года — с соответствующей атмосферой: когда в обыденных, кажется, стенах страшно. Нашли в центре города. Мимо будете проходить — даже не подумаете: обычный особняк. Но так и работала «устрашающая система»: повестка, небольшой стандартный клочок бумаги — ты идешь в надежде «там, конечно же, разберутся» — но не тут-то было. В «нестрашных» серых стенах и начинается самое страшное.
Съемочной группе под руководством сценариста и режиссера Андрея Кима важно ни на йоту не ошибиться с созданием атмосферы. Чтобы серые стены внушали священный трепет. Чтобы повестка выглядела как оригинал из 1930-х. Чтобы фигуры энкавэдэшников за «каменной» внешностью несли в себе цинизм и ужас. Директор Фонда «БАЖОВ» Сергей Полыганов рассказывает, что, когда несколько фото со съемок были выложены в соцсети, кто-то из историков попенял съемочной группе: мол, гвозди в стене у вас не из 1930-х, а современные. Группа прислушалась. Шляпки гвоздей «состарили». Максимальное правдоподобие — кредо съемочной группы.
Эпизод «Бажов в НКВД» займет в фильме минут пять. Но съемки идут целый день. Многократно выверяются подробности. Кто и с какой печалью сидит (или стоит, или судорожно ходит) в коридоре НКВД? Насколько и как постовой оценит вновь появившегося человека? Как входит сюда Павел Петрович? Да, с деревянным чемоданом («Предусмотрительно», цинично комментирует один из энкавэдэшников, имея ввиду загодя собранные для ареста вещи). Но — какой походкой входит? В ней — растерянность от неведомого или уже понимание своей участи? Важно даже, чтобы старенькая зимняя шапка поблескивала: писатель вошел с метельной улицы, снег растаял…
Но внешнее правдоподобие — это одно. Куда важнее — правдоподобие «состояния», характеров. Даже характеров эпизодических персонажей — людей в форме.
— Буквально вчера разглядывал фото энкавэдэшников, — рассказывает «ОГ» Андрей Ким. — Они все стоят с пистолетами. Они расстреливают. Но! Они красиво встали — их фотографируют. Молодцевато выглядят. Хорошие, правильные лица. Дегенератов нет среди них. Мне не важно, как выглядели энкавэдэшники. Мне важно — как выглядит человек, убивающий другого человека. Идем актерским методом «ищи в себе». Предполагаем-реконструируем, как может выглядеть насилие, тем более — в случае службиста-карьериста без тормозов…
По мнению режиссера (с которым согласны и актеры), очень многое определяют подробности. Они создают судьбу, характер, эмоциональный фон. О подробностях «Областная газета» и расспрашивала на съемках, наблюдала за ними. Материал об этом читайте в ближайших номерах «ОГ».
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге продолжаются съемки художественного фильма «Бажов. Одолженное время».
Опубликовано в № 81 (9892) от 13 апреля 2024 года.