В Ельцин Центре показали лучший документальный фильм по версии «Белого слона» (национальной премии киноведов, кинокритиков и киножурналистов) — «Предлагаемые обстоятельства» Никиты Ефимова. Режиссер участвовал в обсуждении по видеосвязи, а на сцену вышла продюсер картины Марина Разбежкина. Ей-то и вручил статуэтку член экспертного совета премии Вячеслав Шмыров. А еще одного слона получил из его рук лучший художник — Алексей Максимов (фильм «Новый Берлин», екатеринбургская компания «29 февраля»).
«Предлагаемые обстоятельства» — история прихода режиссера Виктора Рыжакова в московский театр «Современник» после кончины Галины Волчек, которая десятилетиями возглавляла коллектив. Ни для кого не секрет, что последние годы там был застой, нужно было обновление. Но «варяга» встретили враждебно. На сборе труппы актер Сергей Гармаш, явно рассчитывавший на должность худрука, объявил, что в таком театре работать не будет, и эффектно хлопнул дверью. Хорошее начало!
Но Рыжаков не оставлял стараний и стал ставить спектакль с участием Марины Неёловой, Алёны Бабенко, Никиты Ефремова… И все против него: пандемия, репетиции по Зуму, нервные срывы артистов (когда Никита Ефремов кричит: «У меня вообще-то отец убийца!», понимаешь, что его мысли заняты не спектаклем). Марина Неёлова, прима «Современника», умело включает звезду и разве что не произносит, как в фильме «Успех» Константина Худякова: «Я не вижу здесь режиссера». А Рыжаков, стиснув зубы, продолжает репетировать…
Невероятно, что артисты так близко подпустили режиссера (он же оператор), позволили ему стать свидетелем интимного процесса — рождения спектакля. Марина Разбежкина подчеркнула: ее ученики никогда не используют скрытую камеру, все съемки – только с согласия героев. И что сказали герои, когда посмотрели фильм? Им не понравилось. Значит, резюмирует Разбежкина, получилось. Если герои довольны результатом, это признак неудачи.
Зрителям в Ельцин Центре «Предлагаемые обстоятельства» понравились, обсуждение было жарким. Жаль, что в зале было несколько свободных мест — кто-то упустил возможность увидеть лучший российский документальный фильм 2023 года.
Напомним, что «Новый Берлин» — свежий фильм кинокомпании «29 февраля», очередное мокьюментари Алексея Федорченко («ОГ» писала о картине). Сначала режиссер проводит расследование: куда таинственно исчезли немецкие девушки, которых вербовали по всей Южной Америке в 1950-е годы? Результат расследования сенсационный: гитлеровские недобитки создали в Антарктиде Новый Берлин, призванный возродить чистую арийскую расу. А во второй части – чудом сохранившиеся киноматериалы, снимавшиеся в Новом Берлине…
Опубликовано в № 83 (9894) от 17 апреля 2024 года.