«Продолжается музыка…»: в Доме Окуджавы снимают киносериал «Нижний Тагил в жизни барда»

Первая серия уже снята

Когда в Нижнем Тагиле шел фестиваль «Возьмемся за руки, друзья…», прибавилось работы и в здешнем Доме Окуджавы: многие участники хотели тут побывать. Тем более в год 100-летия великого барда. И хотя Дом Окуджавы называют младшим братом Государственного музея Окуджавы в Переделкино, здесь, на Урале, воссоздан отроческий период жизни поэта и писателя — небольшой, но значимый. Ведь известно: все мы родом из детства.

Экспозиция основана на биографическом романе «Упраздненный театр», где Окуджава впервые говорит о Нижнем Тагиле. Булат Шалвович написал его в 1990-х, почти в 70 лет, когда уже были написаны и изданы его выдающиеся «Будь здоров, школяр!», «Путешествие дилетантов», «Свидание с Бонапартом», а лучшие стихи уже стали песенные хитами. Зачем-то ему был нужен этот роман о детстве (и миру оказался нужен, потому что был удостоен Букеровской премии). И вспоминал автор не просто о школе, где учился, о детских шалостях — писал о значимом в его «линии жизни». На чем сделали акцент и создатели экспозиции Дома Окуджавы.

В Доме представлена первая в жизни комната Булата — «Пусть маленькая, зато своя».

— Железная кровать, письменный стол, школьная форма, небольшой книжный шкаф из ­30-х годов и много книг, — ведет экскурсию для «ОГ» сотрудник Дома Окуджавы Алена Миронова. — Когда в 1989 году в интервью на Урале Булата Шалвовича спросили о главных детских впечатлениях, он вспомнил… бутерброд с томатной пастой. «Приходил из школы очень голодный. Дома было нечего есть. Брал хлеб, мазал пастой. И вот этот вкус помню до сих пор». Мы представляем это любимое его лакомство (муляж) — примету детства, но главное — его любимую с детства книгу «Приключения Робинзона Крузо». А вот ученическая тетрадь 1930-х. В ней одно из первых детских стихотворений Булата и фраза «Мне одиннадцать лет». Ей предшествовала целая история. В 1935 году в Нижний Тагил приехал писатель Александр Авдеенко, прославившийся романом «Я люблю». Он жил здесь, в кабинете отца — первого секретаря Тагильского горкома партии. Писал об Уралвагонстрое. Для Булата это был первый писатель, которого он увидел воочию. Захотелось посмотреть, о чем же пишет настоящий писатель. Подошел к столу, увидел пустые листки бумаги. И лишь на одном была фраза: «Мне девятнадцать лет». Тогда он понял, как начнет свой первый роман, главные герои которого — одноклассники…

Первый роман не сохранился. Но тяга к писательству, должно быть, возникла именно тогда. Культ книги царил в этом доме.

И культ музыки тоже. Сотрудники музея показывают афиши оперного театра, фото оперной дивы Оксаны Колодуб. Это неслучайное заполнение интерьера, семья была очень музыкальная. Как только представлялась возможность, ходили в театр. Любимой оперой Булата был «Евгений Онегин», а героем — не поверите — Ленский. В эти отроческие годы незримо-ненавязчиво пестовались музыкальность будущего барда, вкус.

В экспозиции представлена гитара, на которой играли барды Городницкий, Клячин, Кукин, Ким и Визбор. Фото: Борис Ярков

У 10-11-летнего Булата было несколько прозвищ — Кукушка (он часто гостил то у одних, то у других из многочисленной родни), Картошина (за форму носа), Отарик. Удивительно, что этот пухлощекий интеллигентный мальчик-книгочей (в экспозиции много редких детских фото Окуджавы) любил… борьбу.

— На входе в пятикомнатный дом Шалвы Окуджавы был длинный коридор, где Булат с одноклассниками устраивали соревнования борцов, — рассказывает Алена Миронова. — Булат был судьей и смотрел, у кого первого лопатки коснутся пола, потому что кумирами ребят были представители французской борьбы — Ян Цыган, Иван Поддубный, его ученики. На выступления атлетов Булат ходил с родителями в цирк. Смотреть. Но борьба воспитывала и его характер…

Характер пригодится позже, в 1937-м, когда газеты запестрели заголовками «Будем бдительны», «Уроки не извлечены», а донос под давлением стал причиной обвинения Шалвы Окуджавы в попытке организовать покушение на Серго Орджоникидзе. Последовал приказ «проверить прошлое» партийного лидера. Шалву Степановича отовсюду исключают. Затем — постановление о заключении под стражу… Когда в школе узнают, что отца Булата арестовали, в спину он услышит: «Спички есть, табак найдется, без троцкистов обойдется». Эта фраза — в той части экспозиции, что посвящена трагическим событиям, прервавшим жизнь семьи в Нижнем Тагиле. Под фразой силуэты двух взрослых — отца и матери, а в отдалении — фигурка маленького Булата, который уходит… Во взрослую жизнь?

В современной части экспозиции несколько красноречивых подарков: колокольчики от Елены Камбуровой (Окуджава собирал их, в Переделкино их более 200), виниловые пластинки с песнями Окуджавы можно слушать на двух проигрывателях. Книги об авторской песне дарили Дому Окуджавы гости и нынешнего фестиваля. Но самый большой подарок затеял сделать всем нам сам Дом Окуджавы: в год 100-летия Булата Шалвовича он подготовит киносериал на общую тему «Нижний Тагил в судьбе Окуджавы». Первая серия уже снята. Все можно увидеть онлайн. Как не вспомнить строки самого поэ­та: «Продолжается музыка возле меня…».

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Нижнем Тагиле прошел фестиваль-конкурс «Возьмемся за руки, друзья…» в год 100-летия Окуджавы.

Опубликовано в №115(9926) от 31 мая 2024 года.

Неделя памяти жертв Холокоста стартовала на Среднем Урале с открытия выставки в екатеринбургской школе

Неделя памяти жертв Холокоста стартовала на Среднем Урале с открытия выставки в екатеринбургской школе № 31. На информационных стендах образовательной...

Свердловская делегация примет участие в региональных днях II Всероссийского муниципального форума

Свердловская делегация 24–25 января станет участником первого регионального дня в Мурманской области, который откроет серию мероприятий...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также