В Екатеринбургском Доме музыки сняли пролог фильма «Бажов. Одолженное время». Первые кадры займут не более двух минут экранного времени, но именно они задают тон всей картине. В сценарии изначально не было сюжета, в котором люди в 1937 году сидят в кинозале и смотрят хронику — киножурнал «Сталинский Урал». Фильм «Бажов. Одолженное время» должен был начинаться с документальных кадров.
«Есть такая проблема: как только в одном фильме монтируются хроника и художественное кино, между ними появляется вселенский разрыв. Фактура разная. В какой-то момент я ощутил, что хроника не позволит зрителю включиться в наш стиль. Тогда придумал, что буду показывать людей, которые смотрят на экран. Мы слышим голос диктора, видим мелькание кадров на лицах. Не черно-белые картинки, а глаза», — поясняет режиссер фильма Андрей Ким.

Слова диктора: «Счастливо проводят свердловчане первые дни нового, 1937, года. Прямо на льду городского пруда возле Дома физкультуры организован новогодний городской каток и впервые установлена елка. Какие-то, не иначе как левые загибщики, ославили это развлечение, как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению елки положить конец…». Дефект на пленке обрывает сюжет.
«Кто-то считает 20 век веком атома, кто-то — веком режиссуры, — продолжает Андрей Ким. — Я считаю, что 20 век — это век пропаганды. Время, когда она была изобретена и впервые дала свои страшнейшие результаты. Люди в зале смотрят хронику, а впереди самые ужасные катаклизмы века, может быть, самые катастрофичные в жизни нации. Все это дает зрителю возможность войти в атмосферу, понять, к чему клонится дело».

Актеров массовки для этой задачи Андрей Ким подбирал в течение месяца. 24 человека. Это типажи, которые монтируются с 1937 годом. Люди определенного нервного склада и телосложения.
В день съемки пролога очень слаженно работает команда. На площадке в Доме музыки — два талантливых гримера — Ольга Сумская и Ксения Кочурова, костюмер Лариса Механошина. Их задача — создать соответствующий образ для каждого.

Андрей Ким каждого рассаживает в соответствии со своей задумкой. Важно настроить актеров, объяснить, что происходит, погрузить в атмосферу. Установка от режиссера максимально общая. Каждый понимает и играет по-своему. Лица в зале разные: восторженное, утомленное, тревожное, равнодушное, недоверчивое, надменное, воодушевленное и так далее. Сначала в кадре весь зал. Затем камера скользит по лицам и можно рассмотреть каждого.
Итог дня — ни одного случайного лица или взгляда в кадре. Нужная атмосфера первых минут фильма создана.
По словам председателя Совета Благотворительного фонда «Бажов» Сергея Полыганова, имя Павла Петровича Бажова настолько вдохновляет людей, что они с удовольствием и вдохновением приходят помочь на съемках фильма.

Напомним, проект «Бажов. Одолженное время» реализуется благотворительным фондом «Бажов» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. «Областная газета» является информационным партнером проекта. Премьера назначена на декабрь 2024 года.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге презентуют художественно-биографическую книгу о «нелакированном» Бажове.