В Свердловской области завершился 35-й Открытый фестиваль документального кино «Россия». В этом году за награды боролись 35 картин из Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Краснодара и Белоруссии. Лауреатов объявили в екатеринбургском Доме кино, Гран-при юбилейного смотра присудили фильму «Я иду домой» Владислава Рыткова. Фестиваль прошел при поддержке министерства культуры Российской Федерации. «Областная газета» — информационный партнер смотра.
Зрители отдали голос Балабанову
«Россия» носит статус старейшего смотра неигровых фильмов в стране. Старейшего и одного из самых престижных: по конкурсной программе этого фестиваля всегда можно понять уровень документалистики сегодняшнего дня — все лучшее, снятое за последние год-два, точно привезут в Екатеринбург, будь то кино из самых далеких уголков страны и постсоветского пространства или звучащие на весь мир наши претенденты на «Оскар». Честь и хвала отборщикам, которые ежегодно из почти полутысячи работ (а в этом году даже чуть больше) отсеивают действительно самое яркое, значимое, актуальное. То, за чем нам, зрителям, предстояло наблюдать практически нон-стоп целую неделю.
От юбилейного фестиваля публика всегда ждет чего-то большего. Большего количества площадок, участников, параллельных программ. Организаторы фестиваля со своей стороны сделали для этого все и где-то, наверное, даже больше, чем могли. Чуть подвело финансирование. Как и многие в этом году, устроители фестиваля «Россия» очень рассчитывали на поддержку Президентского фонда культурных инициатив, тем более уже несколько лет гранты от ПФКИ на проведение фестиваля давали. В этом же году фонд сделал ставку на новые смотры, новые мероприятия. Всех можно понять, но, увы, «Россия» лишилась возможности онлайн-трансляций, благодаря которым к показам присоединялись другие города Свердловской области и зрители за пределами нашего региона, а также возможности привезти режиссеров, создателей картин. Оттого на церемонии награждения с десяток раз на сцену выходил представитель Почты России — компании доверено доставить призы победителям. Уверены, что награды доедут в целости и сохранности и принесут адресатам немало радости, но у зрителя увидеть тех, кто снял эти замечательные работы, не получилось, как не получился и полноценный очный диалог между создателями и публикой — то, за что мы особенно ценим этот фестиваль.
Залы же «России» были традиционно полными, а программа сильной. И за Приз зрительских симпатий вели упорную борьбу порядка десяти фильмов, а победил… Балабанов. Точнее режиссер Константин Смилга с полнометражной картиной «Алексей Балабанов. Послесловие». Алексей Октябринович, как известно, наш земляк — родился и жил в Свердловске, четыре года проработал на Свердловской киностудии, пока не поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров в Москве. Про его режиссерские заслуги, наверное, писать не имеет смысла, но имеет смысл о них смотреть — как раз в новой картине, которая отличается от парадных телевизионных фильмов хотя бы тем, что начинается с кадра, где Балабанов сидит на своем неубранном диване и собирается показывать гостям отрывки из своих первых фильмов…
Этот спонтанный показ и откровенная беседа случились уже после записи интервью с режиссером для фильма «Сергей Бодров. Где ты, брат?». Говорили о старте в профессии, о том, как он придумывал свои кинохиты и о том, потеряют ли они актуальность со временем.
— Я как Пырьев. Устарею и всё. Раньше людям нравились его фильмы, а сейчас никто не будет их смотреть, как раньше. «Трактористов» там и другие картины. Сейчас все работают с 3D, а я и с интернетом-то не дружу. Всему свое время, и настоящее кино после 50 снять уже нельзя, — говорит Алексей Балабанов с экрана.
Этот спокойный, без надрыва, монолог и подкупает зрителя. Перед нами очень мудрый человек, который все про себя и свое место в кинематографе знает, не питает ненужных иллюзий, никого ничему не учит, но с которым интересно. Интересно все 74 минуты, сопровождающиеся отрывками из его фильмов и дневников с 1983-го по 2012 годы.
Сразу же следом в зрительском рейтинге идет работа неоднократного призера и победителя «России» Наталии Гугуевой. «Верные» — фильм о людях, последовавших в ссылку за царской семьей, среди которых не было ни одного родственника царя и царицы, ни одного члена царской фамилии, но которые были готовы разделить с ними трагическую участь. Часть съемок естественно прошла в нашем регионе. Работа, помимо зрительского признания, получила еще и Приз администрации Нижнего Тагила, в этом городе, напомним, работала одна из трех площадок фестиваля.
В этом году не вручался Приз Российского архива кинофотодокументов, а жаль, потому что в программе была картина, которую могли бы отметить именно архивы. Фильм называется «Старое радио» в честь одноименного проекта музыканта Юрия Метёлкина — в прошлом вокалиста ВИА «Синяя птица». Он на протяжении уже многих лет занимается спасением и восстановлением фонограмм — радиоспектаклей, записей выступлений легендарных артистов, известных передач. Когда собственники помещений, где хранятся пленки, говорят о желании избавиться от «ненужного хлама», приходит Юрий — забирает, оцифровывает, передает в архивы. Одной из самых ценных записей считает пленку с голосом Бориса Пастернака, который пришел к именитым соседям в гости и читает только что написанные стихи романа «Доктор Живаго». История записи тоже очень любопытна, и об этом, конечно, рассказано в фильме.
Он просто идет домой
Теперь к обладателям основных призов. О сложности выбора лучших из лучших на церемонии сказал режиссер, член жюри фестиваля из Екатеринбурга Павел Фаттахутдинов.
— Список победителей, если бы был другой состав жюри, мог сильно поменяться. В программе много достойных работ, и выбирать среди них нам было очень сложно, — говорит Павел Фаттахутдинов. — При том, согласитесь, весьма непросто сравнивать работу съемочной группы, которая вместе с бойцами находится на передовой линии, и работу группы, снимающей, скажем, в отдаленной мирной деревне.
Но коллегия сумела соблюсти баланс, при этом приняв справедливое решение.
За операторское мастерство в этом году отмечен Никита Аниськин, причем сразу с двумя фильмами — «Против ветра» и «Народный герой». Первая картина повествует о Гульфире с севера Дагестана. Там некогда зеленая Ногайская степь превращается в пустыню, и героиня со своей бригадой ежедневно проходя много километров, втыкая в сухой песок тонкие прутья в надежде, что кустарник приживется и остановит песок. Эта работа (режиссер Татьяна Соболева) так же признана лучшим полнометражным фильмом смотра. «Народный герой» (режиссер Владимир Головнёв) — история о блогерах, появившихся в самых, казалось бы, не приспособленных для этого местах — это жители стойбищ, яранг, чумов, аулов. Они создают свои аккаунты, и это в корне меняет их жизнь. Если вам не удалось увидеть картины во время фестиваля, ищите возможность посмотреть их онлайн, они того стоят.
Фильмы, получившие специальный приз жюри и Гран-при «России», оказались созвучны — оба повествуют о самых важных событиях сегодняшнего дня. Спецприза жюри удостоена картина «Штурмовики» Николая Цонку. Автор фильма — актер и военный продюсер, отправился добровольцем на фронт и вместе со штурмовиками 71-го полка на одном из самых опасных участков Запорожского фронта едет вытаскивать своих боевых товарищей. Фильм снят в реальных боевых условиях при взятии Работино. На фестиваль Николай Цонку приехал лично — общался с публикой, это были и обсуждения в зале, и неформальные встречи в фойе Дома кино, зрители будто не хотели его отпускать. Для Николая этот приз стал первым.
— Поздравляю всех моих фронтовых братьев с высокой наградой! Отдельная благодарность легендарному 71-му гвардейскому мотострелковому полку 42-й дивизии за храбрость, мужество и героизм. Эту тяжелую статуэтку я посвящаю всем штурмовикам, вы крутые парни, вы герои, — сказал Николай Цонку.
Гран-при присудили фильму «Я иду домой» режиссера Владислава Рыткова. Главный герой картины — заместитель командира разведвзвода. Его отца и сыновей, мирных людей, убили в 2014-м на Украине.
— Он бросил все — хорошую работу, друзей — и уехал воевать. В 2023-м он освобождает Артемовск, выводя стариков, женщин и детей из-под обстрелов. Он никому не мстит. Он просто идет домой, — говорят создатели картины.
Этот фильм не может оставить равнодушным. Настоящее кино, снятое в самых опасных условиях — во время штурма, под обстрелами, в момент захвата противников в плен. У зрителя есть возможность увидеть все эти события своими глазами. А еще увидеть спасенных людей, услышать их истории и плакать вместе с ними. По-другому смотреть эту картину невозможно.
Документальный марафон финишировал на самой высокой ноте, увиденные картины еще ни один месяц будут со зрителем. Чуть выдохнув от пережитых эмоций, будем ждать следующего, 36-го фестиваля.
Ранее «Областная газета» рассказывала о том, что в Екатеринбурге состоялся последний съемочный день фильма Андрея Кима «Бажов. Одолженное время»
Опубликовано в №226(10037) от 9 октября 2024 года.