«Портрет» кино Китая на Урале: Екатеринбург впервые присоединился к масштабному кинопроекту Поднебесной в России

Поводом для проведения фестиваля стало 75-летие установления двусторонних дипломатических отношений между странами

В Екатеринбурге состоялся Фестиваль китайского кино, организованный в рамках Годов культуры России и Китая — приурочен к 75-летию установления двусторонних дипломатических отношений между странами. В долгой истории нашей дружбы Россия не раз масштабно представляла уникальный китайский кинематограф, но в Екатеринбурге — впервые! И, как оказалось, у столицы Урала есть на то исторические основания.

Документы: … даже автограф Мао

— Три четверти века — конечно, недолгий срок в многовековых отношениях наших стран, но именно эти 75 лет очень важны и значимы. На этом этапе можно говорить о «всеобъемлющем стратегическом партнерстве в новую эпоху», как охарактеризовали современные отношения КНР и России главы наших государств, — сказала, открывая фестиваль в Доме кино, заместитель министра международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Людмила Берг. — Символично, что в новейшей истории Свердловской области первым иностранным партнером, с кем было заключено стратегическое нормативное соглашение, стал город Харбин. Сегодня наш регион имеет 10 нормативных соглашений с разными регионами КНР. Мы развиваем стратегическое сотрудничество во внешнеэкономических отношениях, образовании, науке. Крепнет и культурное сотрудничество. Этот фестиваль — прекрасный тому пример. Слова признания — всем организаторам фестиваля, но отдельная благодарность вам, господин Ван, за то, что вы поддержали инициативу правительства Свердловской области и включили Екатеринбург в пул городов фестиваля…

Традиционными площадками Фестиваля китайского кино вновь стали Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород, но нынче на равных к ним присоединился и Екатеринбург.

Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

— Первый в мире фильм появился 120 лет назад. Кинематограф стал носителем истории и культуры каждого народа, — подчеркнул на открытии и.о. генерального консула КНР в Екатеринбурге Ван Тун. — 75 лет истории КНР вместе со страной развивался и кинематограф. Сегодня у китайского кино значимая позиция в мире. В стране за год снимают более 900 фильмов разных жанров, и они всё чаще выходят в прокат в различных странах, получают широкую популярность. Сотрудничество Китая и России в области кино берет свое начало со времен съемок церемонии образования КНР. После этого мы совместно сняли еще два фильма — «Освобожденный Китай» и «Победа китайского народа», отразившие важные моменты истории. Кинематограф — мост для культурного обмена между странами, способствующий взаимопониманию и дружбе. Этот фестиваль не только придает новый импульс культурному обмену, но, я уверен, будет способствовать дальнейшему сотрудничеству в области кино. За 75 лет двусторонние отношения Китая и России переживали и испытания, но становились лишь крепче. Это задокументировано не только в фильмах, но и в документах. Выражаю благодарность правительству и архивным учреждениям Свердловской области за организацию выставки «Братья навек…». Надеюсь, фильмы и выставка вызовут на Урале новый интерес к Китаю…

Вызвали. И большой. Еще до официального открытия, до приветствий с обеих сторон. Ожидая открытия фестиваля в Доме кино, можно было пройтись вдоль устроенной здесь выставки, и многие фото открывали прежде неведомые большинству факты общей истории. Например: китайские кузнецы на стажировке в кузнечно-прессовом цехе Уралмашзавода; студенты и рабочие КНР на первомайской демонстрации в Свердловске в 1957 году; гастроли на Урале Шаосинской оперы; китайские футболисты на встрече с футбольной командой Свердловского военного округа. И здесь же — снимки, сделанные в 1950-1960-х в Китае, с присутствием уральцев: разливка стали с участием уралмашевских сталеваров — на заводе тяжелого машиностроения в Фулаэрди, 1958 г.; советский специалист консультирует китайских рабочих на Аньшанском металлургическом комбинате…

Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

— Выставка «Братья навек… Советско-китайские отношения в документах архивов Среднего Урала» подготовлена специально к фестивалю, — комментирует директор Центра документации общественных организаций Свердловской области Алексей Гагарин. — Но она не первая в этом году. Первая была представлена во время VIII Российско-Китайского-ЭКСПО в Харбине, в мае 2024 года. На стенде Свердловской области отдельной темой была экспозиция «Урал—Китай: путешествие по реке времени», посвященная нашим взаимоотношениям в 1947-1963 годах. Выставка «Братья навек…» расширяет и дополняет ту, предыдущую. Она посвящена трем четвертям века, которые мы сотрудничаем, взаимодействуем с КНР. Подготовленная Управлением архивами Свердловской области совместно с региональным министерством международных и внешнеэкономических связей, она представляет более сотни документов из фондов Государственного архива Свердловской области, Центра документации общественных организаций, даже… музея Уралмаш-завода. Без материалов заводского музея эта выставка, несомненно, не была бы так полна. Например, Уралмашзавод предоставил автограф Мао Цзэдуна — даже в архивах у нас такого нет!..

Название выставки «Братья навек…» подчеркивает позитивный характер китайско-российских отношений на протяжении 75 лет. А убедительной иллюстрацией этого стали фотографии и документы, сквозные темы которых — промышленное и культурное сотрудничество, взаимные визиты и обмен опытом между двумя странами. Здесь масса любопытных свидетельств: подписание советско-китайского Договора о дружбе, союзе и взаимной помощи в Москве в 1950-м (среди участников — Сталин, Молотов, Вышинский, Мао Цзэдун); китайские практиканты на Первоуральском новотрубном заводе; китайская делегация в Уральском геологическом музее; гастроли Ансамбля песни и пляски Народно-освободительной армии Китая в Свердловске; китайские музыканты в рабочий перерыв в заводском цехе Уралмаша… Это фотографии. А из документов привлекают внимание, например, выдержка из доклада «О китайском землячестве» на Ученом совете УПИ или… благодарственное письмо-обращение гражданина КНР Е-Че-Шаня, отца студента Уральского политехнического института, к руководителям вуза.

За каждым документом — своя история, множество судеб!

Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

Образы: от исторической драмы до фэнтези

Выставка интересна и специалистам по Китаю, и рядовым уральцам. Впрочем, как и Фестиваль китайского кино. То и другое — взаимопознание двух дружественных народов. Просто средства разные: в одном случае — документы, в другом — художественные об-разы.

— Кинематограф — очень удобный способ передачи лучшего, — сказал заместитель министра культуры Свердловской области Роман Дорохин. — Кино можно пересмотреть неоднократно, поделиться впечатлениями с близкими и родными. Искренне надеюсь, что китайское кино (а это лучшие фильмы последних лет) одарит нас яркими эмоциями, зарядит оптимизмом и… даст возможность уральскому зрителю о чем-то задуматься.

В Екатеринбурге в некоммерческом, бесплатном показе были представлены пять фильмов разных жанров: спортивный, экшн и исторический, основанный на реальных событиях.

Открылся фестиваль фильмом «Там, где кончается море» (2022 год, режиссер Дерек Тунг-Синг Йи), который получил награду как лучший азиатский фильм на китайском языке на 41- й церемонии вручения кинопремии в Гонконге. В основе сюжета — реальная история спасения в конце 1950-х трех тысяч сирот из южных городов Китая. Они были самоотверженно приняты и воспитаны жителями автономного района Внутренняя Монголия, когда Китай столкнулся с кризисом выживания из-за Великого голода. Их было три тысячи, но в центре киноповествования — история двоих, брата и сестры, которые в той драме 1950-х потеряли не только родителей, но и друг друга. Как же по-разному сложились их судьбы, сколько пришлось преодолеть, прежде чем на склоне жизни они встретились… Думаю: выражу общее впечатление уральских зрителей — в какой-то момент тебя настигает понимание, что похожую драму пережили и советские дети в годы Великой Отечественной. Многих спасали чужие родители, а потом, много позже после войны, оказывалось: у ребенка две мамы, родная и та, что спасла-вырастила. Эта драма понятна на любом языке, любому сердцу. Поэтому так эмоционально переживал эту историю зал уральского Дома кино. И ее гуманистичный, вселенского оптимизма финал — тоже. А кроме того, тема человеческой любви и национального единства, тронувшая до слез, сопровождалась самобытными этнографическими подробностями, эмоциональным изображением природы Китая (от красот пейзажа до природных катастроф вроде зыбучих песков или наводнения). И это было познавательно. Тот же самый документ, только — средствами кино.

Сродни документу и фильм «Китайский пинг-понг: отпор из тупика» (2023 г., режиссеры Чао Дэн, Баймэй Юй). В начале 1990‑х, когда китайская команда по мужскому настольному теннису выдавала не самые лучшие результаты, главному тренеру Цай Чжэньхуа поручают сформировать новую команду, чтобы она смогла побороться за первое место на чемпионате мира по пинг-понгу 1995 года в Тяньцзине (Китай). Через испытания, преодоление себя мужская сборная Китая по настольному теннису приходит к победе на чемпионате мира!

Другие фильмы фестиваля — истории сочиненные, но как же велик и разнообразен спектр их настроений, героев, внутреннего пафоса.

«Шаг к мечте: раз и навсегда» (2023 г., режиссер Да Пенг) — рассказ о молодом танцоре. Чэнь Шуо, зарабатывающий на жизнь коммерческими танцами, встречает своего бывшего тренера Дин Лэй и получает приглашение вступить в группу уличных танцоров «Восклицательный знак». Пока Чэнь Шуо пытается влиться в коллектив, группе грозит расформирование, а в собственной жизни главного героя возникает всё больше проблем. Но любовь к танцам и поддержка товарищей по команде помогают Чэнь Шуо и Дин Лэй не только пережить трудности, но и завоевать славу.

Кадр из фильма «Шаг к мечте: раз и навсегда»

Рядом с фильмами о победах, преодолении себя на уральском Фестивале китайского кино была и совсем другая по настроению история. Трогательная драма «Я люблю тебя!» (2023 г., режиссер Хань Янь) объединила истории любви двух пожилых пар, каждой из которых — за шестьдесят. Встреча одиноких Чанг и Ли начинается со ссоры в парке, затем судьба вновь и вновь сталкивает их, и они… влюбляются друг в друга. Другая пара, Се и его жена Чжао, страдающая болезнью Альцгеймера, в браке уже много лет. Но однажды жизненные сюжеты двух пар пересекаются…

Кадр из фильма «Я люблю тебя!»

И уж совсем особый акцент в фестивальной программе создал фильм «Творение богов» (2023 г., режиссер Уэршань), экшн-эпик, экранизация самого известного классического китайского фэнтези-романа. Фильм повествует о затянувшейся, эпической битве между людьми, богами и демоническими существами, разразившейся более 3 000 лет назад. Давным-давно мудрецы-мистики из Куньлуня увидели, что человечество погрузилось в хаос. Амбициозный Король Чжоу, снедаемый жаждой власти и поддерживаемый злыми существами, вступил в сговор с демоном-лисом и угрожает миру смертных. Он разворачивает жестокую военную кампанию на Земле и заставляет владык других королевств отдать ему своих сыновей в качестве подопечных. Преданность Королю приводит к тому, что сыновья вынуждены убивать своих отцов. Но один бессмертный готов пожертвовать своим бессмертием, чтобы попытаться спасти человечество. Удастся ли? Черная магия помогает Королю, но небеса — на стороне героя!..

Кадр из фильма «Творение богов»

Все пять фильмов — лучшие, кассовые киноленты китайского кино. Уральцы посмотрели их либо дублированными на русский, либо с субтитрами. Организаторами же фестиваля выступили РОСКИНО совместно с Китайским центром исследований киноискусства при поддержке Министерства культуры России, Государственного управления по кинематографии КНР, правительства Свердловской области, Свердловского областного фильмофонда и компании «Сима-ленд».

Фестиваль кино Китая — в уральских городах?

Лейтмотивом в общении на Фестивале китайского кино и выставке «Братья навек…» звучало, как много связывает нас в разные периоды истории даже в области кино. Мало кому известно, но это факт — основателем первой китайской кинокомпании в 1909 году стал предприниматель русского происхождения Бенджамин Бродский. После первой в истории Китая демонстрации «движущихся картинок» в 1896-м, после попытки в 1905-м снять на движущуюся ленту музыкальный спектакль — компания «Азия Фильм» Бродского это были уже профессиональные «электрические тени» (так по-китайски называется кинофильм).

А теперь их снимается до 900 в год! И хотя эта статистика почти вдвое больше масштабов российского кинопроизводства, жители Поднебесной очень внимательны к современному кино России. Как подчеркнул на фестивале и.о. генерального консула КНР в Екатеринбурге Ван Тун, в Китае популярны фильмы «А зори здесь тихие…», «Служебный роман», «Москва слезам не верит». А режиссер фильма «Китайский пинг-понг: отпор из тупика» (он параллельно был представлен и в Москве) Чао Дэн признался, что отважился снимать свой фильм о спорте после того, как увидел российский спортивный блокбастер «Движение вверх».

Словом, «кинопересечений» России и Китая достаточно. Но их может стать еще больше. На Восточном экономическом форуме, что прошел в сентябре, обсуждались перспективы совместного российско-китайского кинопроизводства. Обоюдное желание есть. Так же, как у россиян, в том числе уральцев, есть большое желание видеть и дальше китайское кино последних лет. Об этом красноречиво свидетельствуют анкеты, что заполнили зрители Фестиваля китайского кино в Екатеринбурге. А заместитель министра международных и внешнеэкономических связей Свердловской области Людмила Берг от имени уральцев высказала пожелание, чтобы «в следующем году фестиваль шагнул дальше от Екатеринбурга, чтобы возможность увидеть фильмы Поднебесной появилась и в других городах региона». Пусть всё сбудется.

Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

Ранее «Областная газета» писала о том, что на Фестивале креативных индустрий в Екатеринбурге пройдут открытые кинопоказы.

Опубликовано в №248(10059) от 2 ноября 2024 года.

В Монетном бывшие жильцы аварийных домов получили ключи от новых квартир

Ключи от квартир в новом доме получили бывшие жильцы аварийных домов в поселке Монетном. Современная трехэтажная новостройка,...

Новые технологии используются при строительстве проходящей через Свердловскую область трассы М-12

Строительство скоростной федеральной трассы М-12 «Восток», которая сейчас соединяет Москву и Казань, продолжается до Екатеринбурга. При...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также