В Екатеринбурге состоялось очередное большое событие — Фестиваль креативных индустрий, который привлек в регион представителей сфер видео- и кинопроизводства со всей России. Мероприятия прошли в креативном кластере «Домна», в числе участников были топы Okko, KION, VK Video, режиссеры и продюсеры популярных фильмов и сериалов, куратор площадки Московского международного кинофестиваля. Одним из центральных событий фестиваля стала дискуссия под названием «Совсем НЕрегиональное кино», где лидеры креативных индустрий подробно говорили о развитии кино в регионах.
В обсуждении «Совсем НЕрегиональное кино» приняли участие генпродюсер онлайн-кинотеатра KION Игорь Мишин, генпродюсер онлайн-кинотеатра Okko Гавриил Гордеев, режиссер, сценарист, продюсер Антон Маслов («Поехавшая», «Вампиры средней полосы», «Отель Элеон»), куратор бизнес-площадки Московского международного кинофестиваля Дмитрий Якунин, сценарист, режиссер и директор компании Red Pepper Film Иван Соснин, генеральный директор Свердловской киностудии Виктор Шадрин и другие.
Дискуссия оказалась на удивление острой и очень конструктивной — спикеры обсудили, что такое на сегодняшний день региональное кино, пути продвижения фильмов, созданных не в Москве, систему кинокомиссий и рибейтов, эффективность локальных фестивалей и другие важные вопросы индустрии.
«Рибейты — очень эффективная экономическая модель»
Остроты придало заявление на самом старте режиссера и продюсера Антона Маслова о том, что, по его опыту, в России существуют лишь два региона, где действительно созданы условия для съемок.
— Я знаю всего два кластера российского кино — это Москва и Якутия. Мы бы с удовольствием приезжали в каждый регион нашей страны, но для этого там должны быть камеры, профессионалы, рибейты, — сказал Антон Маслов.
Тут остальные участники встречи готовы были перебивать друг друга, чтобы поспорить с известным режиссером. Оно и понятно, большинство из присутствоваших сами снимают в регионах и готовы доказывать на своем опыте, что на сегодняшний день ситуация уже гораздо позитивнее.
— Да, сейчас кинопроизводство по-прежнему сильно сконцентрировано в Москве, но есть правильные движения, меняющие ситуацию. Уже в 40 регионах работают кинокомиссии и в 14 — действует система рибейтов, когда местные власти финансово поддерживают производство кино. У нас в Okko, например, есть сериалы, которые полностью сняты на Камчатке, в Перми, Карелии, Минеральных Водах, Северной Осетии. И с нашей стороны это не просто погоня за локациями, а желание работать там, где постепенно формируется творческое сообщество. В Екатеринбурге с этим тоже всё в порядке, если судить по кинокомпании Ивана Соснина и его проектам, — парировал генпродюсер онлайн-кинотеатра Okko Гавриил Гордеев.
Тема рибейтов в данном контексте оказалась одной из самых горячих. Несмотря на то что уже 14 регионов, включая Свердловскую область, этим мощным инструментом для развития на своей территории кинопроизводства пользуются, еще не все понимают, как из этого механизма получить максимум пользы. Об этом подробно говорил генпродюсер онлайн-кинотеатра KION Игорь Мишин.
— Надо четко понимать, что в областном бюджете субсидия на производство кино и деньги на рибейт — это разные статьи. Субсидия решает задачу развития местных кинокомпаний, и это наши налоги, собранные на данной территории, и сюда же вложенные. А рибейт дается кинокомпании, например, из Санкт-Петербурга или Москвы, которая приезжает на территорию Свердловской области снимать кино и оставляет здесь свои, привезенные средства. У нас они нанимают транспорт, персонал, арендуют технику, жилье, объекты. Это довольно серьезные деньги, которые останутся в нашем регионе. Затем из бюджета области этой кинокомпании вернется 20 или 40 процентов затрат — у каждой территории цифра своя. Тем самым стимулируется приезд сюда коллективов, которые в свою очередь еще и создают привлекательный образ города, природных объектов. Начинает развиваться местный туризм. Это очень эффективная экономическая модель, при которой на территорию привлекаются дополнительные средства, и эти деньги платятся людям, которые здесь работают — появляются дополнительные рабочие места. И вот представьте себе, что в течение года в Свердловскую область приезжают 10 таких съемочных групп с хорошими режиссерами, кастом. Тут появляется еще один очень важный момент — возможность встречи ярких лидеров индустрии с местными ребятами, студентами, то есть образовательная составляющая, передача опыта, — считает Игорь Мишин.
Также генпродюсер KION добавил, что стремиться нужно к максимальному количеству заявок на рибейты, чтобы регион мог выбирать самых лучших, самых звездных.
— Идеальная ситуация, когда 10-15 крупных студий страны будут конкурировать между собой за право попасть на территорию Свердловской области, — подчеркнул Игорь Мишин.
Напомним, что за 2023 год рибейты в Свердловской области получили семь картин. Общая сумма, потраченная нашим регионом на рибейты, составила 22,5 млн рублей.
«Кино — мощный социальный лифт для молодежи»
Помимо рибейтов спикеры подробно остановились на кадровой ситуации в регионах.
— С точки зрения продюсеров, рибейты, конечно, один из самых важных факторов при выборе места съемок, но любой режиссер вам скажет, что очень важно, чтобы в регионе были достойная команда и артисты. В регионах просто необходимо поднимать актерскую школу. А мы сталкиваемся с тем, что приходим в местные театры, а там артисты воротят нос, — говорит Антон Маслов.
В Свердловской области ситуация другая — наши ведущие театральные артисты всё чаще появляются на больших экранах: в фильмах «Сломя голову», «Чувства Анны», «Рыжий», «Пришелец» и многих других. Причем это актеры не только из Екатеринбурга, но и из театров других городов региона. Но общая тенденция пока такая, как ее описал Антон Маслов. При этом на встрече генпродюсер Okko Гавриил Гордеев отметил, что сегодня сфера кинопроизводства — один из самых мощных социальных лифтов для молодежи, который действительно работает, надо только правильно им воспользоваться.
— Мы видим, как сегодня всё больше формируются творческие производственные группы именно из региональных коллег. Но при этом креативная молодежь должна понимать, что просто ворваться в этот социальный лифт мало, а надо еще и получить образование, набраться собственного опыта и стать полноценной единицей для киноиндустрии. И вот тогда вообще не важно, в каком ты городе находишься, — добавил Гавриил Гордеев.
С точки зрения образования, наша область тоже в числе тех, кого можно привести в пример. Уже несколько лет при Свердловской киностудии работает Школа кино (обучение бесплатное, благодаря поддержке Министерства культуры РФ), где готовят специалистов второго состава — ассистентов операторов, монтажеров, осветителей, бригадиров актеров массовых сцен и другие профессии. В конце года состоится уже четвертый выпуск.
Но есть в нашем регионе и еще один интересный пример. Директор компании Red Pepper Film, режиссер Иван Соснин, объединил вокруг себя заинтересованных ребят, и сам в процессе обучил их тому, что уже знает, благодаря чему в области теперь есть очень яркая команда профессионалов.
— Когда мы начинали, то поняли, что хотим снимать не только в Екатеринбурге, но и в других регионах — во Владивостоке, Мурманске, Челябинске, на Кавказе. Мы поняли, что из Москвы возить технику дорого, и тогда начали снимать, зарабатывать деньги и покупать себе камеры. Купили одну камеру, вторую, коптер. Набрали группу, это порядка 20 человек. Получилась такая крепкая команда очень близких по духу людей. При этом да, без каких-то технических навыков, но с азартом, горящими глазами. В процессе мы их обучили. И со своей небольшой командой и своей техникой снимать в регионах нам стало дешевле, чем в Москве и Питере, — говорит Иван Соснин. — Я сталкивался с продюсерами, которые в Москве организуют съемки, и которые говорят, что в регионах ничего нет, не стоит туда ехать. Но всё дело в том, что они просто не ищут, и я стал делать это сам: оказывалось, что в месте, куда мы хотели, уже снимали кино, есть продюсер и проводники, к которым можно подключиться и найти ресурсы. А что касается Свердловской области, то теперь уже мы сами можем предоставить аппаратуру, людей для тех же московских студий.
Федералы про ваш культурный код качественно не расскажут
В финале дискуссии спикеры задались вопросом, а что же такое сегодня региональное кино. И пришли к выводу, что его по большому счету не существует, потому что режиссеры уже не замыкаются только на своем регионе — да, они снимают в конкретной области, но рассчитывают на аудиторию гораздо шире, чем конкретный субъект.
— Разве Алексей Федорченко, Ваня Соснин, Женя Григорьев снимают региональное кино? Нет, они делают большое крутое кино, понятное зрителям всей страны и зрителям зарубежом, — говорит Игорь Мишин.
— Другое дело, что про себя должны снимать сами регионы, а не федералы. В регионах режиссеры, сценаристы лучше расскажут про свою мифологию, культурный код и прочее. Создадут свои, пусть и маленькие, киновселенные. И тогда это будет интересно всем, потому что сделано качественно, — считает куратор бизнес-площадки Московского международного кинофестиваля Дмитрий Якунин.
Спикеры предложили ввести новый термин — кино большой страны, с одной стороны, отражающий уникальность такого контента, а с другой, позволяющей избежать замкнутости на себе — зрителю большой страны интересно узнать про соседей или про дальние регионы.
— Если рассуждать о термине с точки зрения принадлежности режиссера к определенному региону, то тут достаточно попробовать раскопать малую родину каждого, и окажется, что все мы снимаем «региональное кино». Я из Златоуста, Гавр из Перми, Иван Соснин и Игорь Мишин из Екатеринбурга, тот же продюсер Вячеслав Дусмухаметов из Челябинска и так далее. Если так посмотреть, то получается, что всё кино, которое мы снимаем — региональное, — сказал Антон Маслов.
Ранее «Областная газета» писала о том, что кинофестиваль «Кинопроба» объявил основное жюри.
Опубликовано в №257 (10068) от 15 ноября 2024 года.