Кинокомпания V&T Agency (Екатеринбург) при поддержке Президентского фонда культурных инициатив завершила съемки короткометражной драмы «Агитбригада. Серая зона». Фильм посвящен участникам фронтовых агитационных бригад, выступавшим у линии боевого соприкосновения во время Великой Отечественной войны. В кадре использована подлинная техника эпохи, а в актерский ансамбль вошли артисты из семи российских городов.
Команда рассказывает, что снимали в крайне сжатые сроки и в непростых условиях: всего было шесть смен, включая ночные. В кадре использована подлинная техника эпохи — грузовик ЗИС-5, тягач Т-20 «Комсомолец», 45-миллиметровая пушка. А современную тяжелую технику группа использовала уже для того, чтобы просто добраться до места съемок. Дело в том, что раньше вокруг храма была деревня, а теперь это глухое место, ехать до которого приходится по бездорожью.
«Наша команда — безусловно, мужественные ребята, в какой-то степени одержимые кино. В общем-то, других на подобных проектах и не бывает. Те трудности, с которыми им пришлось столкнуться в экспедиции, дорогого стоят — как с точки зрения профессионального опыта, так и для проверки на стрессоустойчивость. Сложность и отдаленность локации, непростые погодные условия, ночные смены. Только с такой командой можно было смело планировать продолжение киноальманаха об актерах времен Великой Отечественной», — отметила руководитель проекта Юлия Ершова.
В качестве режиссера-постановщика картины выступил Никита Золин (Озерск), он немного рассказал о том, что мы увидим на экране, а также поделился впечатлениями от съемок.
«На самом деле это история о любви, о прекрасных девушках, которые заставляют нас быть настоящими мужчинами и вдохновляют на подвиг, — говорит Никита Золин. — Впрочем, небольшой подвиг потребовался и от съемочной группы. Мне особенно запомнилась ночная смена в разрушенном храме, где-то далеко от цивилизации. Представьте, 500 человек забилось ночью в этот храм, борясь, как нам показалось, с совершенно диким холодом. И только уже утром, когда мы сняли одну из ключевых сцен, я понял, что мы выстояли и что кино получится».
Как отметила второй режиссер картины Екатерина Тимошенко (Екатеринбург), для нее столь насыщенные съемки случились впервые.
«У нас в кадре и исторические костюмы, и сцены и с детьми, и пиротехнические эффекты, и имитация налета немецкой авиации с применением дронов, и животные — например, лошадь, которая вытаскивает пушку из грязи… И я поймала себя на мысли, что по отдельности со всем этим сталкивалась, но вместе — еще никогда», — делится Екатерина Тимошенко.

Что касается актеров, то на отдельные роли претендовали до 10–15 человек, и в итоге ансамбль сложился из представителей разных городов: Екатеринбурга, Москвы, Симферополя, Тюмени, Челябинска, Озерска и даже Ноябрьска. На кастинге создатели картины смотрели, насколько артисты подходят друг другу, также учитывалась мотивация погружения в конкретную тему.
Кроме того, съемочному процессу активно помогали жители села Булзи, они приносили на площадку продукты, разрешили разместить у себя во дворах технику и оборудование. Также монахини при Покровском храме в Булзях на десять дней приютили у себя несколько человек команды.
В настоящий момент кинокомпания V&T Agency приступает к монтажу будущего фильма. Премьера намечена на май 2026 года, картину планируется показать в эфире не менее 30 телеканалов страны, также фильм получит информационную поддержку международной телекомпании.
Отметим, что реализовать проект помогла партнерская поддержка театра THEATRUM (Верхняя Пышма), Музейного комплекса (Верхняя Пышма), Акционерного общества «Кыштымский медеэлектролитный завод» и ПАО «Ураласбест». Также проект поддержан пресс-службой УФСБ России по Свердловской области.
«В эпоху, когда историческая память подвергается искажениям и попыткам переписывания в угоду политической конъюнктуре, роль кинематографа становится особенно важной. Исторические фильмы — это мощный инструмент для сохранения правды, воспитания истинного патриотизма и формирования национальной идентичности. Фильмы, подобные этому, напоминают нам, что война — это и судьбы отдельных людей, их переживания и надежды. Поддержка таких инициатив — это наш долг перед прошлым и наша ответственность перед будущим. Только помня свою историю, мы можем избежать повторения ошибок», — отметила официальный представитель УФСБ России по Свердловской области Елена Докучаева.
«Убрать из кадра всё «как будто» и оставить всё «как есть»
О будущей картине и съемках рассказывает исполнительный продюсер проекта Евгений Гапонов. Он является руководителем театра в Верхней Пышме, а сейчас делает уверенные первые шаги в кино.

— Евгений Иванович, в мае 2024 года на экраны вышла первая картина серии — «Агитбригада». Как связаны эта и новая работы?
— Если коротко, это одна линия, одна тема, один разговор. Мы продолжаем исследовать, как искусство удерживает человека в нечеловеческих обстоятельствах, и делаем это без лозунгов, через фактуру и живой опыт.
Первая «Агитбригада» задала интонацию цикла — внимательную, честную. Реакция зрителей и профессионального сообщества подтвердила востребованность такого подхода: только за первые четыре месяца после «рождения» фильм получил четыре серьезные международные награды («Лучший короткометражный фильм в Европе» на REAL FILM FESTIVAL в Милане; «Лучший военный фильм» в Bangkok Movie Awards и на петербургском «Гало»; «Лучший международный короткометражный фильм» на TAMIZHAGAM в Индии) и вошел в шорт-лист московского кинофорума, а затем был широкий телевизионный показ по стране и миллионы региональных зрителей. Согласитесь, это важный сигнал: тема считывается и поддерживается.
«Агитбригада. Серая зона» — следующий шаг той же дорожкой: глубже по интонации, больше по хронометражу, жестче по постановке, но с тем же фокусом на «маленьком человеке» и его работе — словом, музыкой, присутствием — у той самой линии фронта. Не скорою, мы рассчитываем на сопоставимый и даже больший общественный отклик. И еще один штрих к замыслу: сейчас команда прорабатывает концепцию третьей части, чтобы оформить все истории в полноценный альманах — без разрыва тональности и с общей логикой внутреннего развития.
— Ключевой локацией съемок стали руины храма Симеона Верхотурского, построенного в XIX веке в 12 километрах от села Булзи (Каслинский район Челябинской области). Почему выбрали именно это место, ведь логистика доставила команде немало хлопот?
— Мы сознательно сделали локацию нашим соавтором. Это не «фон под реплики», а партнер, диктующий дыхание сцены. Ключевые эпизоды мы перенесли именно в этот храм. Там всё работает на замысел: тяжесть каменной кладки, сухая акустика, способная уловить даже шепот, сквозняк, из-за которого пауза становится на долю секунды длиннее. В павильоне такие вещи приходится имитировать, а здесь они существуют по-настоящему и сразу соединяют актера с пространством.

— Рядом с храмом вашей командой также были построены декорации сожженной фашистами деревни. Удивительно, что ее смонтировали из реальных сгоревших домов, приобретенных у жителей окрестных сел. Думаем, многие спросят — нельзя ли было обойтись просто компьютерной графикой?
— Нашей задачей было передать подлинную фактуру выжженного поселения и обеспечить исторически достоверную среду для массовых и батальных сцен. По сути, это и есть наша методика работы: убрать из кадра всё «как будто» и оставить всё «как есть». Нам нужно было осязаемое пространство, в котором актеры не работают, а действительно живут: ходят по золеным бревнам, дышат гарью… Только такая среда дает ту меру правды, которая нам была нужна для истории «по ту сторону плаката».
Практически это выглядело так. Мы в Булзях и окрестных селах выкупили несколько уже сгоревших домов, разобрали их и перевезли к храму. Там собрали единое «выжженное» поселение. Это потребовало времени и сил, но результат того стоил: атмосфера получилась настолько «мрачно-жесткая», что люди, приехавшие играть немцев, в предрассветной мгле несколько минут пытались понять, что произошло здесь на самом деле. Для художников-постановщиков это, пожалуй, лучший комплимент. Есть и производственная сторона. Дороги к храму, по сути, нет — есть «направление в лесу», которое никогда не просыхает; добираться туда можно либо зимой, либо на спецтехнике — на огромных «Уралах», которые «как танки» месили грязь. В такой логистике любая «подмена» быстро выдает себя: свет, дым, акустика на настоящем сгоревшем дереве и на чистой декорации — это две разные реальности. Нам важна была первая, чтобы добиться нужного художественного результата.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге отметят 30-летие картины Владимира Хотиненко «Мусульманин».