Храните кости в «сберегательных сейфах»
От Екатеринбурга до Гарей почти 500 километров. Едем на редакционной машине… Четыре часа до Серова, затем своротка на Сосьву (ту самую, где два месяца назад бушевал страшный пожар), до нее еще 110 километров извилистой, сложной дороги. А дальше самое интересное — 50 километров по грунтовке до Гарей. Если впереди другая машина, едете в пылевой завесе, по наитию. Но поверьте, все, увиденное позже, того стоит.
Заезжаем в центр поселка Гари. Одноэтажное здание музея находится тут же, на берегу реки Сосьва. Снаружи дом довольно неприметный, совсем небольшой. Возникает недоумение, когда вспоминаю про 7000 экспонатов.
— Когда встал вопрос, где нам вообще разместить музей, вариантов было не так много. В этом здании в свое время размещался госбанк. Там и сейфы все сохранились — сейчас в них наши фонды, обязательно пройдем, посмотрим, — встречает нас заведующая Гаринского краеведческого музея Жанна Сабурова.
Внутри несколько залов, небольшой холл или прихожая (все-таки интерьер волне домашний). Одну из комнат занимает кочегарка, потому как здание отапливается дровами. Проходим в первый зал, где размещены кости древних животных.
Носорогу — 20 тысяч лет, зубу акулы — 70 миллионов
— Жанна Викторовна, как получилось, что поселку 400 лет, а краеведческий музей такой молодой? Ведь вам всего десять…
— Все началось со школьного музея и с детей, которые со мной занимались археологией. Я еще с институтских времен увлекалась древней историей, моим учителем был известный профессор археологии Юрий Борисович Сериков. С 1973 года он начал приезжать сюда, в Гари, и каждый год совершал со студентами поисковые экспедиции. Мои ребята тоже вдохновились — начали собирать кости мамонтов и других древних животных. Находок было очень много, и когда в школьном музее закончилось место, ученики начали складировать их у себя дома (улыбается). Стало ясно, что свой краеведческий музей в Гарях просто необходим. Когда музей открылся, со всех сторон потянулись дарители, у которых тоже были свои находки. Собралась очень большая коллекция.
— То есть про 7000 экспонатов — не преувеличение?
— Это находки как раз за 50 лет. Многое было подарено другим музеям области и страны, нам столько экспонатов, естественно, хранить негде. Но сейчас в нашем основном фонде тоже немало — 1,5 тысячи предметов. В зале археологии, где мы сейчас с вами находимся, выставлено 635 экспонатов, плюс научно-вспомогательный фонд.
Подходим к центральной витрине… Здесь представлены кости, бивни, зубы мамонта, рог бизона, череп шерстистого носорога, который так хорошо сохранился, что вполне можно представить, как выглядела голова этого животного.
— Череп носорога нашел маленький мальчик Данил Кубарев, это, конечно, невероятная удача. Возили его в Екатеринбург, чтобы установить возраст — оказалось, ему от 18 до 20 тысяч лет, — рассказывает Жанна Сабурова. — Нам часто ученые говорят, что такого палеолита, как у вас, больше нигде нет. Самый древний период. И стоянка, как говорят «кладбище мамонтов», располагалась прямо на месте, где сейчас центр нашего поселка — на берегу Сосьвы, поэтому так удобно было проводить раскопки.
Удивляюсь, что большинство этих уникальных предметов не защищено стеклом.
— Это сделано специально, для того чтобы посетитель мог быть ближе к экспонатам. Мы даем в руки не все кости, но кое-что потрогать можно. Детям это особенно нравится, они ведь чувствуют руками, — говорит Жанна Викторовна и хитро на меня смотрит. — Есть кое-что за пределами экспозиции, пойдемте.
Возвращаемся в холл, там обычно сидит смотритель. Из небольшой войлочной шкатулки Жанна Викторовна достает чей-то большой острый зуб.
— Это, пожалуй, самый древний наш экспонат — зуб акулы. 250 миллионов лет назад на месте Гарей было море, а находке — примерно 70 миллионов лет, — добавляет Жанна Сабурова.
Мансийская мода: в путь с саквояжем
Соседнее помещение полностью посвящено истории поселка, людям, которые раньше тут жили, и их быту. Нам нужен экспонат под названием «корневатик», еще один уникальный предмет музея. Слово «корневатик» мне абсолютно ни о чем не говорит, мнусь на середине зала. Мой экскурсовод понимает в чем дело, улыбается.
— Корневатик — это плетенный сундук. Придумка манси, которые раньше здесь жили. Он очень легкий, его использовали для хранения и продуктов, и тканей, пороха, много чего еще, — поясняет заведующая музеем. — Плели они его из корня — черемухи, кедра. Главное, что манси знали, с какой глубины нужно взять корень, чтобы он был очень прочным. Со временем корневатики стали использовать и русские, прикрепляя к нему металлические вставки — получались своеобразные саквояжи в дорогу.
Всего в экспозиции «От Пелымского острога до Гаринской слободы» 20 предметов, в центре — созданная местным художником Эдуардом Хакимьяновым картина «Белый яр». Сюжет произведения – история возникновения Гаринской слободы.
Каждый экспонат отдельно, очень выигрышно подсвечен. Те, кто посещает музей после 1 июля, помимо исторического богатства видят интерактивные столы, новые стеллажи, витрины, выставочные стенды, световое оборудование. Кроме того, сейчас создан и виртуальный музей, увидеть который могут все желающие из любой точки мира. На это из областного бюджета музей получил еще 500 тысяч рублей.
Но и тут перемены для учреждения не заканчиваются. В будущем музей переедет в новый современный культурно-досуговый центр, камень на месте строительства которого был заложен в рамках юбилейных мероприятий.
В администрации поселка рассказывают, что сначала было предложение сделать к музею пристрой, таким образом решить проблему недостающих площадей. Но так как река каждый год подмывает берег все сильнее, стало ясно, что через 15-20 лет берез уже может поступить к музею. Поэтому проблему будут решать кардинально. Культурно-досуговый центр должен быть построен в поселке до конца 2024 года, и все музейное оборудование приобретено уже с учетом новых помещений, просторных залов.
— Конечно, мы с большим воодушевлением ждем переезд в новый культурно-досуговый центр. Там у нас появится возможность разместить всю нашу коллекцию. Все предметы наконец-то будут находиться на своем месте. Более того, мы даже сможем собрать скелет мамонта в полный рост. Дело в том, что в нескольких музеях уже собраны такие скелеты мамонта на основе находок с Гаринской палеолитической стоянки. Вот и мы мечтаем о своем мамонте, — говорит Жанна Сабурова.
Еще в музее мечтают о расширении коллектива — сейчас в штате всего три сотрудника: заведующая Жанна Сабурова, хранитель Евгений Персин (работает на полставки, также преподает историю в школе) и смотритель Надежда Домрачева. В министерстве культуры Свердловской области отмечают, что вопрос этот логичный, и уже занимаются возможностью увеличения штатного расписания.
Ранее «Областная газета» писала о том, что к юбилею Екатеринбурга в «Главном проспекте» открылся музей уральского скульптора.