В конкурсе «Металл, камень, идея» приняло участие рекордное количество авторов

Авторы 470 работ боролись за победу в 10 номинациях

В Музее истории камнерезного и ювелирного искусства открылась выставка лучших работ 24-го Всероссийского конкурса камнерезного, ювелирного и гранильного искусства им. А. К. Денисова-Уральского «Металл, камень, идея». В этом году в мероприятии приняли участие 279 художников из 21 региона России. Авторы 470 работ боролись за победу в 10 номинациях. Конкурс традиционно проводится при поддержке Министерства культуры Свердловской области.

Поражает не только количество участников, но и география нынешнего конкурса. Заявки в адрес оргкомитета прислали из Калининградской, Белгородской, Калужской, Самарской, Тульской, Ростовской и других областей, Ставропольского, Пермского, Алтайского, Хабаровского, Приморского краев, Республики Башкортостан, Санкт-Петербурга и Москвы. Конечно же, большое количество присланных работ приходится на долю разных городов нашего региона.

Работа Надежды Скурихиной «На пустыре или разбор полетов». Фото: Павел Ворожцов

Одним из самых эффект­ных разделов выставки стали интерьерные произведения. Одна работа, кстати, доставила немало проблем сотрудникам Музея истории камнерезного и ювелирного искусства. Называется она «Древо жизни» и представляет собой яблоню с симбирцитовыми плодами, бронзовыми стволом и кроной авторства Александра Уйманова из Москвы. Размах веток дерева оказался столь велик, что двери Музея (памятника архитектуры XIX века) так и не смогли его вместить. Поэтому было решено, что яблоня будет встречать посетителей, символично обозначая размах конкурса этого года. В итоге работа была отмечена специальным дипломом жюри.

А победу в номинации «Украшение интерьера» одержал кунгурский мастер Максим Шемелин за композицию «Пещера Посейдона». Название тоже звучит масштабно, но сама работа небольшая — роль пещеры исполняет спил сосны, внутри которого плавают изящные рыбки из ангидрита и кальцита.

Обладатель первого места в номинации «Камнерезное искусство (твердый камень)» Сергей Забудченко из Нижнего Тагила. Фото: Павел Ворожцов

В категории «Камнерезное искусство (твердый камень)» призовые места поделили мастера из Нижнего Тагила и Санкт-Петербурга. Так, первое место досталось тагильскому художнику Сергею Забудченко за скульптуру из агата под названием «Думы-дымы». Из красивого камня будто бы проявляется лицо мудрого старца с трубкой. Автор рассказал, что, продумывая образ, всегда отталкивается от природы: формы камня и его текстуры.

Работа Сергея Забудченко «Думы-дымы». Фото: Павел Ворожцов

Любопытно, что впервые на конкурс были присланы работы из третьего (наряду с Уралом и Санкт-Петербургом) известного исторического центра камнерезного дела — Алтайского края. Шкатулки и анималистика барнаульского предприятия «Аквинк» соседствуют с работами из кварца, чароита и нефрита из Иркутской области.

Однако победу Иркутску принес мягкий камень — первое место в этой подкатегории досталось художнику Алексею Сафонову, который представил на конкурс скульптуру «Морской писатель» из редкой разновидности нефрита — бовенита. Но, уверены, многие зрители также отдадут предпочтение серии, которой присудили второе место — это анималистические композиции кунгурской художницы Надежды Скурихиной. Да-да, речь о всеми любимых котиках, тем более что у этого автора они получились не только милыми, но и характерными.

Спецдипломом был отмечен «Зайка» пермского художника Александра Авксенова. Работа сделана из слоновой кости, серебра и шпата. Фото: Павел Ворожцов

Что касается категории «Ювелирное искусство», то организаторы в нынешнем году решили разделить номинацию на три направления — классическое, концептуальное искусство и ювелирный дизайн. Но при этом в каждом из них присудить только одну награду. Жюри пришлось очень нелегко, ведь достойных работ было немало, но выбор все же сделан. В категории «Ювелирная классика» лучшим стал мастер из Костромы Александр Шарифуллин за серию серег «Основание». В направлении «Концептуальное украшение» равных не было Роману Волкову из Тулы. Серия его колец, действительно, завораживает: в серебре и поделочных камнях он воплотил редкое природное явление гало, Полярную звезду, еще одно из колец носит название «Сны Востока». Носить такие украшения вряд ли кто-то отважится, но вот любоваться ими как произведением искусства — хочется долго.

В номинации «Ювелирный дизайн» победил автор из Челябинска Андрей Попов. Он тоже выбрал для конкурса кольцо, заложив в него образ белых ночей.

Обладательницы специальных призов Наталья Алексина и Кристина Маркина. Фото: Павел Ворожцов

Еще две работы, отмеченные специальными призами, можно отнести во все три категории — и интерьер, и ювелирное искусство, и камнерезное дело. Обе — сделаны молодыми мастерами из Екатеринбурга, выпускницами УрГАХУ, это их дипломные работы. Наталья Алексина представила шахматы «Кракенвил» по имени гигантского осьминога. Кристина Маркина создала серию флаконов духов «Четыре элемента». Оба произведения вполне могут претендовать на Приз зрительских симпатий, обладателя которого выберут сами посетили Музея. Срок — до конца работы выставки, то есть до 14 января.

Работа «Четыре элемента». Флаконы духов отождествляют землю, воду, огонь и воздух. Кристина Маркина использовала мельхиор и каменные вставки. Фото: Павел Ворожцов

Гран-при же присудили произведению нижнетагильского художника Дениса Созина за ироничную серию под названием «Жизнь — это самое увлекательное путешествие», в которую вошел диптих «Юноночка и Святой Авось (глазами Пилигрима). Также цикл включает работу 19-летнего автора Леона Королёва «Я, креветка, глазами музыкальной программы» и 10-летней Талии Кабановской «Я, Путешественница, глазами Пипы».

Серия «Жизнь — это самое увлекательное путешествие» Дениса Созина, удостоенная Гран-при. Фото: Павел Ворожцов

Работы начинающих авторов — отнюдь не исключение на этом конкурсе, для юных и молодых художников предусмотрены две самостоятельные номинации: ученические и студенческие работы.

— «Металл, камень, идея» становится все более привлекательной и заметной площадкой в профессиональной среде ювелиров и камнерезов, художников ДПИ, коллекционеров, арт-дилеров, экспертов и галеристов. Демократичность (открытость) конкурса позволяет даже самым нерешительным, но талантливым художникам представить свои работы. Произведения профессионалов у нас соседствуют с первыми опытами в сопротивляющемся материале юных мастеров, — отмечает директор Музея истории камнерезного и ювелирного искусства Юлия Ильина.

«Мышка» ученика Детской школы искусств №4 Миасса Валентина Лебедева завоевала второе место в своей номинации. Создана скульптура из талькохлорита. Фото: Павел Ворожцов

Так, призовые места присуждены учащимся Уральского техникума «Рифей», Детской школы искусств № 4 Миасса и объединения «Искусство камня» Регионального центра детско-юношеского туризма и краеведения Свердловской области (Дворец молодежи).

Студенческую номинацию в этом году тоже было решено разделить на два направления — камнерезное и ювелирное. В первом среди лучших оказались представители Уральского государственного архитектурного-художественного университета, Академии ювелирного искусства Шароновых (Челябинск) и Тольяттинского государственного университета. В камнерезном искусстве чествовали студентов Нижнетагильского государственного социально-педагогического института и Уральского государственного горного университета.

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге в дни осенних каникул пройдет фестиваль детских музейных маршрутов.

Свердловский эксперт поделился мнением о том, что в регионе нужен комплекс мусороперерабатывающих заводов

Экспертное мнение о задачах по мусоропереработке в интервью «ОГ» высказал кандидат социологических наук, заместитель...

Темпы уборки хорошие — главное не останавливаться: Корреспонденты «ОГ» оценили работу по уборке мусора в муниципалитетах Свердловской области

В конце прошлой неделе губернатор Евгений Куйвашев дал ряд поручений по незамедлительному вывозу мусора...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также