Музей истории Екатеринбурга к юбилею столицы Урала подготовил выставку «Наука в большом городе»

Выставка представляет главные достижения людей науки XX века

Экспозиция «Наука в большом городе» расположилась на площадке кластера Л52 (ул. Бажова, 124а). Масштабный проект рассказывает о становлении Екатеринбурга (Свердловска) в качестве интеллиграда — города инженеров, конструкторов, ученых и студентов. Выставка будет работать на протяжении года.

От первой русской женщины-сейсмолога до гения фотосинтеза Мокроносова

Выставка представляет главные достижения людей науки XX века. Среди персоналий: геолог Константин Матвеев, металлург Аким Головин, физики Сергей Вонсовский и Сергей Сидоров, металловед Виссарион Садовский, химик Исаак Постовский, математик Николай Красовский и инженер-конструктор Николай Семихатов, биолог Николай Тимофеев-Ресовский, археолог Елизавета Берс. И это, конечно, не весь список.

Поскольку знаковых имен много, кураторы выставки структурировали материал по двум сторонам второго этажа, условно разделив его на «правополушарную» и «левополушарную» половину. Все верно, по аналогии с устройством головного мозга.

— Мы поделили ученых, научные феномены и направления так, что по левую сторону находятся залы, посвященные тем, кто отвечает на запросы фундаментального порядка, то есть на вызовы государства. Это такие науки, как геология, металлургия, химия, физика, атомный проект, конструкторские бюро Уралмаша и Химмаша, математика и приборостроение, — поясняет Светлана Булатова, заместитель директора Музея истории Екатеринбурга по проектной и научно-исследовательской деятельности. — А правая половина — это, скажем условно, свободные науки: сейсмика, фенология, археология, астрономия, радиобиология и так далее.

Любопытно, что для залов по правой стороне создатели экспозиции выбрали и несколько иную логику подачи материала — значительную роль здесь отводят личным взаимоотношениям, истории семей на фоне драматических событий в стране и в мире.

И именно по эту сторону представлено сразу несколько женщин-ученых. Чего только стоит судьба Зинаиды Архаровой (именно с нее нужно начинать осмотр правой половины выставки) — первой русской женщины-сейсмолога. Ее отправили в Екатеринбург в 1913 году на создаваемую сейсмометеостанцию, чтобы она вела наблюдения и заведовала лабораторией. А уже через год, 17 августа 1914 года, в области случилось мощное землетрясение в 7 баллов. На самом деле большая удача для сейсмолога в нашей местности, но потом многие скажут, что это была предтеча будущих громовых раскатов истории…

Зал, посвященный сейсмологии и Зинаиде Архаровой. Фото: Полина Зиновьева

Также в этом зале размещен максимально информативный стенд с этнографическими и документальными материалами. Внимание, конечно, привлекают архивные черно-белые снимки, на одном из них Зинаида в прекрасном платье и шляпке, а рядом – одни лишь мужчины-ученые.

Личная история первой русской женщины-сейсмолога проиллюстрирована с помощью киота с открывающимися створками (такие киоты расположены во всех залах правой стороны). Помимо фотографий, внизу можно увидеть изящную чайную чашечку, а рядом – желтую кнопку, после нажатия которой киот начинает в прямом смысле содрогаться – сильно и громко вибрировать, показывая, что видели и чувствовали люди во время того самого землетрясения.

И не менее любопытен здесь стенд со старинными приборами, которые использовали в геофизике и сейсмике. Четыре прибора образуют комплекс для фиксации сейсмической активности, включая эффектный барабан, на которых видны показания. Тут же оборудование XIX века для геомагнитных наблюдений.

Фото: Полина Зиновьева

— Приборы для выставки предоставил Музей Уральской метеослужбы, а геофизическое и сейсмическое оборудование привезено из обсерватории «Арти» — самой давней обсерватории Института геофизики УроРАН, — рассказывает Нина Садыкова, кандидат биологических наук, научный куратор выставки. — Заведует этой обсерваторией Олег Кусонский, который практически отовсюду свозил списанное старое научное оборудование. Одних только теодолитов разных штук десять.

На выставке можно увидеть один из таких теодолитов — размером он небольшой, но очень тяжелый, хоть и является полевым. То есть именно такой прибор грузили в телегу и везли, чтобы определить относительные высоты вершин, например, наших Уральских гор.

Далее посетитель выставки попадает в том числе в комнату, посвященную создательнице Коуровской обсерватории Клавдии Бархатовой, и в зал радиобиологии, где речь идет о Николае Тимофееве-Ресовском.

Зал о Николае Тимофее-Ресовском. Фото: Полина Зиновьева

Очень ярко оформлен зал об Адольфе Мокроносове — настоящем уральском самородке, родившемся в поселке Луч Режевского района. С детства он увлекался биологией и геологией, переписывался с Модестом Клером и Александром Ферсманом. А в 1963 году он организовал в Уральском университете одну из первых в СССР изотопных лабораторий фотосинтеза, функционирующих по сей день. Как он проводил свои эксперименты (вместе с приборами), тоже можно увидеть на выставке.

Есть фраза, что институты Мокроносова начинались с ведра картошки. Адольф Трофимович действительно изучал картофель, чтобы создать максимально подходящий для Урала сорт, который будет давать как можно больше клубней. Вдохновившись этой историей, художница и искусствовед Анастасия Крохалева создала кинетическую инсталляцию «Спутники научной деятельности». С потолка на длинных пружинах свисают проросшие клубни картофеля. Их приводят в движение веточки, которые присоединены к моторчикам.

Когда мы сказали Анастасии, что подумали, будто на пружинках настоящий картофель, она очень обрадовалась, ведь именно эту цель как художник она и преследовала. На самом же деле клубни сделаны из шамотной глины и покрыты глазурью, такое решение было принято с расчетом, что выставка будет работать очень долго, а настоящий картофель начал бы портиться.

Часть экспозиции, где рассказывает об ученом Адольфе Мокроносове. Фото: Полина Зиновьева

И это небольшой пример подхода к оформлению, подаче материала на этой выставке, где в каждом зале что-то оживает, где на одну из стен перенесен огромный чертеж — разрез доменной печи, где в пространстве между правой и левой половиной можно увидеть большую интерактивную карту с расположением научных институций города.

Первые геологи, металлурги, атомщики  

Как мы уже сказали, левая часть выставки посвящена фундаментальным наукам. Здесь экспозиция логично начинается с фигуры Константина Константиновича Матвеева, заложившего основы современной геологии Урала.

— Когда в 1919 году красные входили в город, первый ректор Уральского горного института, а также большинство преподавателей и студентов вынуждены были уехать в эмиграцию, Константин Матвеев все же решил остаться, на полгода взяв на себя обязанности ректора, — отмечает Светлана Булатова, заместитель директора Музея истории Екатеринбурга по проектной и научно-исследовательской деятельности. — Он же стал создателем нашего геологического музея. Поэтому в этом зале большая концентрация предметов, связанных именно с этим человеком.

Коллеги из геологического музея передали для выставки пенсне ученого и его микроскоп, а также инструментарий горняка и коллекцию минералов. Внучка Константина Константиновича — писательница Анна Матвеева передала материалы из семейного архива, в том числе два локона детей геолога, которые умерли от испанки.

Следующий зал посвящен металлургии — ученым Ивану Соколову, Николаю Барабошкину и Акиму Головину. Бюста Головина кураторы выставки не нашли, поэтому заказали его московской художнице Ольге Хан, и презентация нового произведения случилась как раз на открытии экспозиции.

Бюст металлурга Акима Головина, автор — художница Ольга Хан. Фото: Полина Зиновьева

Зал о химической науке по большей части рассказывает об ученом Исааке Постовском. Он занимался изысканиями в угольной сфере, а затем занялся фармакологией. И последующая его деятельность была связана с разработкой сульфидина, который активно использовался в военную пору. Вторая половина зала посвящена атомной теме — здесь представлен эффектный фоторяд, а также Российский архив кинофотодокументов предоставил хронику строительства Белоярской АЭС и визита на предприятие датской делегации.

Фото: Полина Зиновьева

И это только небольшая часть того, что представлено на экспозиции. Поэтому даже не будем говорить, что закладывать на посещение нужно не один час. На самом деле в этом случае лучше запланировать несколько визитов в музей, чтобы воспринять такой объем очень важной и невероятно интересной информации.

Ранее «Областная газета» писала о том, что экскурсия для мэров по новому мультимедийному проекту «От завода к столице Урала» состоялась в Екатеринбурге.

«Фолк-перекресток»: Уральский центр народного искусства объединил в День народного единства жанры и регионы России

Буквально накануне, в первые дни ноября, Уральский центр народного искусства принимал на своей площадке Всероссийский фестиваль...

Премьера мюзикла «Василиса» состоялась в парке «Россия — моя история» в Екатеринбурге

В историческом парке «Россия — моя история» 4 ноября также прошли мероприятия, посвященные Дню народного единства. На площадке...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также