В «Эрмитаж–Урал» открылась выставка уральского художника-монументалиста Константина Фокина

Художник ушел из жизни в 2023 году

В канун Нового года «Эрмитаж–Урал» открыл экспозицию, на редкость соответствующую масштабам Большого выставочного зала. «Поединок с вечностью» — живопись уральского художника-монументалиста Константина Фокина. Очень хотели и успели открыть выставку в 2023-м (в этом году художник ушел из жизни) — чтобы воочию осознать: кого потерял мир, но и — кто осчастливил этот мир своим творчеством.

Наследник Серебряного века

Одно из центральных полотен выставки – «1905 год». Фото: Павел Ворожцов

Он ощущал себя наследником Серебряного века. И потому, что его двоюродным дедом был знаменитый балетмейстер Михаил Фокин, сподвижник Дягилева, и по тому, насколько был просвещен, образован; это давало эпохальность его художническому взгляду – от «тонких отношений», какой-нибудь «меланхолии» (в кавычках, потому что это и названия картин Фокина) до грандиозных исторических событий и персон, породивших их. «Самый свободный художник России» — говорил о нем родной Челябинск. Свой слоган про «добровольного затворника», «неуживчивого одиночку» мог изобрести и город на Исети: с 1957 по 1962 год Фокин учился в Свердловском художественном училище, где преподавали Геннадий Мосин и Михаил Брусиловский, учеба здесь имела решающее значение в становлении художника. Итак, мог быть слоган. Но родилось большее — выставка. Реквием. Антология.

«Дерзкая палитра, огромный формат, фантастический размах тем» — точное, несмотря на лаконизм, предисловие к выставке директора Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никиты Корытина. Эффекту «подыграла» природа. В день открытия экспозиции Екатеринбург утопал в снежном цунами. Сплошная белизна. Тем острее, вступив в Большой зал, ты ощущал пиршество красок с полотен Фокина. Сначала — живописное пиршество, которое накрывает, обволакивает всяк входящего. Но по мере движения от полотна к полотну «проясняется взор», фокусируются темы, герои, смыслы.

Всмотритесь в лица

Константин Фокин. «Бабы». Фото: Павел Ворожцов

Здесь можно наконец увидеть то, что прежде, размером в марку, смотрел-изучал на компьютере, — самые известные фокинские «Казнь Степана Разина», «Бабы», «Самозванца везут», «1905 год». Здесь они — во всю их мощь. Чтобы окинуть взглядом — пятишься и пятишься (благо, пространство зала позволяет). Но кураторы выставки резонно советуют: после «общего взгляда» приблизиться-таки к каждому из гигантских полотен, подойти вплотную и поразглядывать персонажей. Их на каждом полотне — десятки, и в каждом — своя драма. Не говорю даже о персонах Истории — Разине или Пугачеве-самозванце. Но вот, казалось бы, сюжет-образ — «Бабы. День Победы». В бабьем царстве (от малолеток до старух) ни единого лица с улыбкой. Как окаменели. Только одна неуклюже пляшет под гармошку. А другая заломила руки. И пляска, и стон — с отчаяньем. Победа — да, но сколько же горя! И лица у баб – как с икон снятые. Лики.

Близко знавшие Константина Фокина вспоминают в мемуарах: в туалете у него лежали философский словарь, переведенный с французского, Шиллер, «Пармская обитель» и книга по коневодству. А в мастерской, по соседству с россыпью тюбиков с красками, собиралась-копилась его знаменитая фонотека (кстати, уголок мастерской художника с его подлинными вещами воспроизведен на выставке). И, по выражению друзей, эта «живописная берлога» вполне отражала неуемный, жаждущий разных впечатлений мир художника. Он и в картинах. Даже на одной этой выставке.

Константин Фокин. «Петра творенье». Фото: Павел Ворожцов

Много изображений любимого Ленинграда (после Свердловска Фокин учился в «Мухе», Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. Мухиной). Причем, Ленинград у Фокина — не в академических красотах, а ракурсах неожиданных. Много северных пейзажей — любимое «место действия» у Фокина. Целая подборка музыкальных сюжетов — «Виолончелист», «Музыка Бетховена», «Секстет», «Пианист», «Трио». Если композитор Скрябин открыл миру светомузыку, создав собственную систему цветотональности (до-мажор обозначил красным, ре-мажор — желтым и т. д.), то у живописца Фокина — кажется, обратные метафоры: он цветом писал музыку. Впрочем, понятно: один — философ и музыкант, другой — художник и философ. Интерпретаторы «вечных» тем.

«Поединок с вечностью». И самим собой

Константин Фокин. «Секстет». Фото: Павел Ворожцов

Как монументалист Константин Фокин создал около 70 авторских росписей на различных общественных объектах Урала: «Прометей» — роспись плафона в зрительном зале театра ЧТЗ, «Радость жизни» — в ресторане «Уральские пельмени». Монументальные живописные полотна из русской истории (Степан Разин, Петр I, Ломоносов, «Слово о полку Игореве») представлены на выставке. Ее название «Поединок с вечностью» символично, учитывая масштаб и масштабы созданного. Но полагаю: это «Поединок…» еще в одном качестве. С самим собой. И в 80 с лишним Фокин продолжал творить, преподавать. Не изображая высоколобость (на которую он-то имел право) — а продолжая постигать профессию. Законы цвета, композиции, жанра.

На выставке два похожих по замыслу полотна — «Триумфальное шествие Рембрандта» и «Художественное исследование картин Сурикова». Вот ключевое слово: исследование! И там, и там — фрагменты картин мастеров-предшественников: от «Ночного дозора» до известных автопортретов Рембрандта — в первом случае; во втором — узнаются «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове». Не копирование фрагментов — реплики, намеки. Фокин словно исследует руку Мастера. Как создавалось то, что стало шедевром. Та же боярыня Морозова: то призывный силуэт в санях, то крупно — только лицо в профиль. Рядом. В сравнении. Создатели экспозиции говорят: Фокин создал свой жанр — раскрывающий метод профильного изображения главных героев у любимого им Сурикова. Так называемые «Профили».

Присутствовавшая на открытии выставки Анастасия, ближайший друг, сподвижник и муза художника последние десять лет, вспомнила – при знакомстве он предупредил ее: «Я — другой…». С годами она поняла: интеллектуал, артистичный даже в бытовом общении, обладавший большой духовной силой, Фокин и впрямь был не такой, как все. Во времена, когда в творчестве многие ценности девальвировались, превращались в прах, он оставался жрецом Искусства. Служителем. «…Но для чего пережила тебя любовь моя», — совсем тихо повторила Анастасия известную эпитафию. И сама же ответила: «Возможно, для этих дней, для этой встречи картин Фокина со зрителями».

Фрагмент мастерской художника-монументалиста Константина Фокина. Фото: Павел Ворожцов

Ранее «Областная газета» писала о том, что «Литфонд» подвел итоги первого аукциона в Екатеринбурге.

Опубликовано в № 2 (9813) от 11 января 2024 года.

Сотрудники предприятий холдинга «Швабе» сдали более 100 литров крови

Специалисты предприятий холдинга «Швабе» Госкорпорации Ростех поддержали акции по добровольной сдаче крови для нужд...

Двух свердловчан осудили за оскорбление полицейских

Мировой суд Новоуральска по материалам представителей МВД и СКР привлек к ответственности двух местных жителей, которые оскорбили...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также