В канун Нового года «Эрмитаж–Урал» открыл экспозицию, на редкость соответствующую масштабам Большого выставочного зала. «Поединок с вечностью» — живопись уральского художника-монументалиста Константина Фокина. Очень хотели и успели открыть выставку в 2023-м (в этом году художник ушел из жизни) — чтобы воочию осознать: кого потерял мир, но и — кто осчастливил этот мир своим творчеством.
Наследник Серебряного века
Он ощущал себя наследником Серебряного века. И потому, что его двоюродным дедом был знаменитый балетмейстер Михаил Фокин, сподвижник Дягилева, и по тому, насколько был просвещен, образован; это давало эпохальность его художническому взгляду – от «тонких отношений», какой-нибудь «меланхолии» (в кавычках, потому что это и названия картин Фокина) до грандиозных исторических событий и персон, породивших их. «Самый свободный художник России» — говорил о нем родной Челябинск. Свой слоган про «добровольного затворника», «неуживчивого одиночку» мог изобрести и город на Исети: с 1957 по 1962 год Фокин учился в Свердловском художественном училище, где преподавали Геннадий Мосин и Михаил Брусиловский, учеба здесь имела решающее значение в становлении художника. Итак, мог быть слоган. Но родилось большее — выставка. Реквием. Антология.
«Дерзкая палитра, огромный формат, фантастический размах тем» — точное, несмотря на лаконизм, предисловие к выставке директора Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никиты Корытина. Эффекту «подыграла» природа. В день открытия экспозиции Екатеринбург утопал в снежном цунами. Сплошная белизна. Тем острее, вступив в Большой зал, ты ощущал пиршество красок с полотен Фокина. Сначала — живописное пиршество, которое накрывает, обволакивает всяк входящего. Но по мере движения от полотна к полотну «проясняется взор», фокусируются темы, герои, смыслы.
Всмотритесь в лица
Здесь можно наконец увидеть то, что прежде, размером в марку, смотрел-изучал на компьютере, — самые известные фокинские «Казнь Степана Разина», «Бабы», «Самозванца везут», «1905 год». Здесь они — во всю их мощь. Чтобы окинуть взглядом — пятишься и пятишься (благо, пространство зала позволяет). Но кураторы выставки резонно советуют: после «общего взгляда» приблизиться-таки к каждому из гигантских полотен, подойти вплотную и поразглядывать персонажей. Их на каждом полотне — десятки, и в каждом — своя драма. Не говорю даже о персонах Истории — Разине или Пугачеве-самозванце. Но вот, казалось бы, сюжет-образ — «Бабы. День Победы». В бабьем царстве (от малолеток до старух) ни единого лица с улыбкой. Как окаменели. Только одна неуклюже пляшет под гармошку. А другая заломила руки. И пляска, и стон — с отчаяньем. Победа — да, но сколько же горя! И лица у баб – как с икон снятые. Лики.
Близко знавшие Константина Фокина вспоминают в мемуарах: в туалете у него лежали философский словарь, переведенный с французского, Шиллер, «Пармская обитель» и книга по коневодству. А в мастерской, по соседству с россыпью тюбиков с красками, собиралась-копилась его знаменитая фонотека (кстати, уголок мастерской художника с его подлинными вещами воспроизведен на выставке). И, по выражению друзей, эта «живописная берлога» вполне отражала неуемный, жаждущий разных впечатлений мир художника. Он и в картинах. Даже на одной этой выставке.
Много изображений любимого Ленинграда (после Свердловска Фокин учился в «Мухе», Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. Мухиной). Причем, Ленинград у Фокина — не в академических красотах, а ракурсах неожиданных. Много северных пейзажей — любимое «место действия» у Фокина. Целая подборка музыкальных сюжетов — «Виолончелист», «Музыка Бетховена», «Секстет», «Пианист», «Трио». Если композитор Скрябин открыл миру светомузыку, создав собственную систему цветотональности (до-мажор обозначил красным, ре-мажор — желтым и т. д.), то у живописца Фокина — кажется, обратные метафоры: он цветом писал музыку. Впрочем, понятно: один — философ и музыкант, другой — художник и философ. Интерпретаторы «вечных» тем.
«Поединок с вечностью». И самим собой
Как монументалист Константин Фокин создал около 70 авторских росписей на различных общественных объектах Урала: «Прометей» — роспись плафона в зрительном зале театра ЧТЗ, «Радость жизни» — в ресторане «Уральские пельмени». Монументальные живописные полотна из русской истории (Степан Разин, Петр I, Ломоносов, «Слово о полку Игореве») представлены на выставке. Ее название «Поединок с вечностью» символично, учитывая масштаб и масштабы созданного. Но полагаю: это «Поединок…» еще в одном качестве. С самим собой. И в 80 с лишним Фокин продолжал творить, преподавать. Не изображая высоколобость (на которую он-то имел право) — а продолжая постигать профессию. Законы цвета, композиции, жанра.
На выставке два похожих по замыслу полотна — «Триумфальное шествие Рембрандта» и «Художественное исследование картин Сурикова». Вот ключевое слово: исследование! И там, и там — фрагменты картин мастеров-предшественников: от «Ночного дозора» до известных автопортретов Рембрандта — в первом случае; во втором — узнаются «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Берёзове». Не копирование фрагментов — реплики, намеки. Фокин словно исследует руку Мастера. Как создавалось то, что стало шедевром. Та же боярыня Морозова: то призывный силуэт в санях, то крупно — только лицо в профиль. Рядом. В сравнении. Создатели экспозиции говорят: Фокин создал свой жанр — раскрывающий метод профильного изображения главных героев у любимого им Сурикова. Так называемые «Профили».
Присутствовавшая на открытии выставки Анастасия, ближайший друг, сподвижник и муза художника последние десять лет, вспомнила – при знакомстве он предупредил ее: «Я — другой…». С годами она поняла: интеллектуал, артистичный даже в бытовом общении, обладавший большой духовной силой, Фокин и впрямь был не такой, как все. Во времена, когда в творчестве многие ценности девальвировались, превращались в прах, он оставался жрецом Искусства. Служителем. «…Но для чего пережила тебя любовь моя», — совсем тихо повторила Анастасия известную эпитафию. И сама же ответила: «Возможно, для этих дней, для этой встречи картин Фокина со зрителями».
Ранее «Областная газета» писала о том, что «Литфонд» подвел итоги первого аукциона в Екатеринбурге.
Опубликовано в № 2 (9813) от 11 января 2024 года.