Сигизмунд Домбровский и знаковые места уральской столицы: в Екатеринбурге открылась выставка о творчестве свердловского архитектора

Он приехал на Урал в 1926-м по приглашению, но остался на всю жизнь

В Музее архитектуры и дизайна — выставка, посвященная жизни и творчеству Сигизмунда Домбровского. Странная судьба. Не многие знают его имя, в биографии архитектора полно белых пятен, но его творения — украшение, символы Свердловска-Екатеринбурга. Наш город — его наследие.

Потомственный архитектор, работавший с такими мэтрами, как Щуко, Щусев, Жолтовский, имевший опыт работы в Санкт-Петербурге и Москве, он приехал на Урал в 1926-м по приглашению. Мог, наверное, и вернуться. Но остался здесь до конца дней. Ностальгия по городу на Неве, где он провел детство и юность, выразилась в балюстраде и белых львах сквера Оперного театра, гранитной набережной Исети…

До того Исеть текла меж земляных спусков. Надо было оформить берега. Время почти не оставляло выбора архитектору: после постановления 1932 года об отмене в искусстве всех формальных течений — никакого футуризма, супрематизма, кубизма. Только реализм. В архитектуре это обернулось возвращением к классике. Правда, с социалистическим оттенком. Появилось даже название «сталинский классицизм».

Домбровский одел набережную в гранит, в стилистике «сталинского классицизма» украсил ее скульптурами, прославляющими новую жизнь, социалистический труд. Забавно разглядывать на фото любимое место горожан в его первозданном виде: по периметру пруда — множество скульптур, а открывает их череду… Девушка с веслом. Легенда Ивана Шадра, Свердловска, Урала. «Девушке с веслом» еще можно улыбнуться и «помахать на прощание». Но сами-то набережные живы-здоровы. Ходим по ним. Любим. Отличительная особенность их — сглаженные, округлые очертания. Красивые пандусы, оформляющие спуски к воде, тоже округлой формы. Во всем — приятная мягкость.

Другие «фирменные» создания Домбровского — дома Горсовета. В силу их утилитарного назначения, неброского названия они меньше на слуху. Но не менее известны. Ходим рядом. Ежедневно.

— Дом № 1 Горсовета — на перекрестке улиц Ленина и Пушкина. Просто жилой дом, но — балконы! — обращает наше внимание Наталья Ваньчугова, хранитель музейных предметов Музея архитектуры и дизайна, магистр искусствоведения. — Для того времени они авангардны. Изначально их придумал, заимствуя идею из японской архитектуры, француз Ле Корбюзье: плоскостные выносные детали могут быть и козырьком, и балконом. Лаконично и экономично… Дом № 2 Горсовета (в плане — буква Н, три корпуса) одним фасадом выходит на улицу Горького, другим — на Пушкина. Фасады оформлены полукруглыми балконами. Но самое любопытное — на фото сверху. Крыша эксплуатируемая! Лестницы, террасы для разного пользования. Снова — экономично и выгодно. Снова перекликается с восточной архитектурой. В этих домах жилье распределял Горсовет, и жили там именитые уральцы — горняки, ученые, учителя, писатели…

И вот же парадокс: наименее известно, даже уральцам, самое грандиозное создание Домбровского и его команды — программа «Большой Свердловск», план кардинальной перестройки города. Для выставки его подняли из фондов Белинки. Оригинал, с пометкой «Для внутреннего пользования» — под стеклом, но полистать можно копию. Всего три-четыре десятка страниц, однако сейчас мы имеем тот город, который был задуман в 1930-е. И развивается он так, как фантазировала-разрабатывала мастерская Домбровского. План на многие десятилетия вперед. Реконструкция центральных площадей, парков, улиц. Строились Уралмаш, Эльмаш, а вслед за ними разрастались жилые районы — Уралмашевский, Верх-Исетский, УПИ. Развивались окраины… Благодаря программе «Большой Свердловск» будет создан уникальный облик главного проспекта города, который сохраняется до сих пор.

Надо отдать должное создателям выставки: они представили не только автора знаковых мест Свердловска-Екатеринбурга. Для большинства они открыли имя архитектора Домбровского — в разных проявлениях его профессии и мастерства. Здесь можно увидеть проект его дипломной работы — здание Государственного совета (ни много-ни мало!), а рядом — проект внутреннего убранства вагона-ресторана, заказ Железной дороги, 1914 год, год выпуска из академии. Дальше — памятный знак-камень с мобилизующей надписью «Дух разрушения есть в то же время созидающий дух», явление ленинской монументальной пропаганды; эскиз знамени Ярославской милиции; проекты «зеленых зон»; здание УФАНа, Уральского филиала Академии наук — макет Домбровского сделан аж в мраморе! Редко, но такая практика существовала. Здание должно было появиться рядом с УПИ. Внутреннее убранство достаточно помпезное — напоминает античный Парфенон, с кессонами на потолке, внутри устроено амфитеатром. Город же должен был стать столицей науки. Стал. Правда, УФАН Домбровского не состоялся. А вот жилые дома к УФАНу были построены — они на Малышева, на въезде в район ЖБИ…

Особая часть экспозиции — рисунки Домбровского. Поиски — каким должен быть стиль в новой стране. Домбровского привлекает Греции, Египет, Месопотамия, он создает свои вариации. Особенность рисунков — скоропись. Наброски темпераментны, эмоциональны. Они не на заказ, как архитектура — здесь мастер более свободен, проявляется ярче. Что, кстати, помогало потом в проектной деятельности.

Извиняясь за возможную наивность своего вопроса, интересуюсь: если художникам свойствен «свой голос», есть ли свой стиль у архитектора Домбровского?

— Он романтик, — чуть подумав, отвечает Наталья Ваньчугова. — Работал в эпоху конструктивизма, пережил сталинский классицизм, но романтизм прослеживается во всем его творчестве…

Ранее «Областная газета» писала о том, что музей архитектуры и дизайна проведет выставку в честь 300-летия Екатеринбурга..

Опубликовано в № 26 (9837) от 8 февраля 2024 года.

Свердловские студенты отправились в экспедицию, посвященную 80-летию освобождения Беларуси от нацистских захватчиков

12 студентов из разных городов Свердловской области отправились в Беларусь в экспедицию «Поклон вам русский до земли, герои-города». Поездку...

ГТО в село: на Среднем Урале пройдет Фестиваль по многоборью Всероссийского комплекса

Сегодня, 23 ноября, в Верхней Синячихе состоится Фестиваль по многоборью Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также