История страны в фарфоре: в ЕМИИ открылась выставка «От завода Гарднера до империи Кузнецовых»

В столице Урала представили экспозицию частных фарфоровых заводов XVIII – начала XX века

В Екатеринбургском музее ИЗО (ул. Воеводина, 5) презентовали большую выставку русского частного фарфора «От завода Гарднера до империи Кузнецовых». Проект полностью фондовый, то есть все предметы в экспозиции – из коллекции музея, на основе которой у зрителей появилась уникальная возможность проследить всю историю развития фарфора в России.

Выставочный дебют

— Эта выставка совершенно не случайно была представлена именно в день рождения нашего музея. Дело в том, что в памятную дату мы всегда стараемся презентовать фондовые проекты, которые мы создаем без привлечения партнеров, а значит, рассчитывая только на свои собственные силы, — поясняет директор ЕМИИ Никита Корытин. — В прошлом году это была экспозиция к 300-летию Екатеринбурга, теперь — большая выставка фарфора.

Специалисты объясняют, что для них фондовая выставка — это еще и показатель того, как в музее ведется научная работа. А в случае с фарфором это особенно важно. Поскольку музей — изобразительных искусств, то декоративно-прикладное направление всегда шло далеко не первым номером. Хотя ЕМИИ в этом смысле музей уникальный, ведь знакомство с ним зритель всегда начинает с Каслинского чугунного павильона. Но фарфору от этого было не легче, тем более если речь идет о частных заводах, а не о таком гиганте как Императорский фарфоровый завод. Но в последние 20 лет ситуация начала меняться.

— Долгое время эта тема в принципе в России не изучалась. Мы мало что знали об этих предприятиях, и буквально последние два десятилетия этот материал стал привлекать исследователей, а подспудно коллекционеров, — рассказывает «ОГ» старший научный сотрудник отдела декоративно-прикладного искусства ЕМИИ Сергей Винокуров. — Сейчас наша команда готовит большой каталог фарфоровой коллекции, которая включает полтысячи предметов.

И почти половину этого фонда, а именно 238 предметов, можно увидеть на новой выставке. При том, что подавляющее большинство коллекции зрителям еще никогда не показывали, даже в формате временных экспозиций.

Чернильница «Раненый воин». Завод Гарднера. Фото: Полина Зиновьева

Например, на выставке представлены произведения первого частного завода Франца Гарднера. Это производство принято отсчитывать с 1766 года, когда в деревне Дмитровского уезда выходец из Великобритании, английский купец Гарднер выкупил землю и построил частный фарфоровый завод. На экспозиции, например, можно увидеть заказанные императрицей Екатериной II четыре орденских сервиза. Они выставлялись раз в году, на столе в Зимнем дворце, когда устраивались торжественные приемы чествования кавалеров этих орденов.

Также зритель увидит изделия заводов Миклашевского, Попова, Батенина, Сафронова, братьев Корниловых и братьев Гулиных, знаменитой мастерской князя Юсупова. Всего — порядка двадцати разных производств.

Мальчик с гнездом и птичкой. Завод А.М. Миклашевского. Фото: Полина Зиновьева

От фамильных ценностей Басевич до царских сервизов

Масштабная коллекция сложилась благодаря нескольким крупным поступлениям на разных этапах истории музея. Это передачи Свердловского краеведческого музея, Государственного музея керамики и «Усадьбы Кусково», конечно, Государственного Эрмитажа, а также частных коллекций — свердловского архитектора Константина Бабыкина, представителей семьи свердловских медиков Кроль, профессора Уральского архитектурного-художественного университета Рэны Лотарёвой.

Рэна Лотарёва — внучатая племянница знаменитой Казимиры Басевич, петербургского коллекционера, в чьем собрании было много шедевров, включая картину Петрова-Водкина «Купание красного коня». Об этой семье и невероятной истории коллекции можно почитать в нашем материале. Среди переданных Рэной Лотарёвой Екатеринбургскому музею ИЗО предметов, был в том числе фарфор.

— Это в основном европейский фарфор, Мейсенский — поздний, XX века. Поэтому из передачи Рэны Лотарёвой мы показываем супницу — как раз предмет из сервиза завода братьев Корниловых, середина XIX века. Это период, когда завод был, по сути, одним из крупнейших предприятий в России. Его ценили за высокое качество, и он был первым экспортером в Европу и Америку, — говорит Сергей Винокуров. — Корниловы, кстати, первыми из наших стали ставить штамп «Made in Russia». Это было в 60–70-е годы XIX века.

Сервиз большой, понятно, что на выставке показать его полностью невозможно, но в итоговом каталоге его представят целиком. Любопытно и то, что, в отличие от многих предметов в экспозиции, этот не использовался по назначению, поскольку передавался из поколения в поколение в качестве приданного.

Та самая супница из сервиза, переданного Екатеринбургскому музею ИЗО Рэной Лотарёвой. Фото: Полина Зиновьева

Есть на выставке и блюдо из коронационного зимнедворского сервиза. Изначально он был создан на Императорском фарфоровом заводе по заказу Александра III, для празднования его коронации. Но на коронацию Николая II в 1896 году ожидалось гораздо больше гостей, и императорский завод с масштабным заказом «доделок» для этого сервиза справиться не успевал. По разным оценкам, в сервизе должно было быть от 20 до 40 тысяч предметов. Тогда по формам ИФЗ предметы создавались еще и на заводе Товарищества М. С. Кузнецова в Вербилках. И марку свою владельцы частного завода, конечно же, поставили.

— Дальше сервиз ждала непростая судьба. В революцию все сервизы с государственными гербами уничтожались — бились, и коронационный эта участь не миновала, — рассказывает Анна Афанасьева, научный сотрудник отдела декоративно-прикладного искусства ЕМИИ. — От него осталось лишь пять предметов (из возможных 40 тысяч!). Три находятся в Государственном Эрмитаже и два — у нас, в екатеринбургском музее они появились благодаря частному дару.

Анна Афанасьева занимается изучением фарфора на протяжении нескольких лет и, кажется, знает историю каждого предмета этой масштабной коллекции. Фото: Полина Зиновьева

На самом деле абсолютно за каждым экспонатом на выставке — интересная история. История конкретных людей, семей и целой страны. Надо лишь найти время для вдумчивой прогулки по экспозиции. Выставка «От завода Гарднера до империи Кузнецовых» будет работать до 2 июня.

На экспозиции также можно увидеть карту заводов фарфоровых производств Российской империи. Фото: Полина Зиновьева
Кувшин-тоби «Обедаю». Завод братьев Корниловых. Фото: Полина Зиновьева
Широко в фарфоре представлена и крестьянская тема. Блюдо декоративное завода Товарищества М.С. Кузнецова. Фото: Полина Зиновьева

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге откроется выставка первого художника-полярника Игоря Рубана.

Опубликовано в № 73 (9884) от 5 апреля 2024 года.

В Артинском городском округе прошли учения по ликвидации очага африканской чумы свиней

Условный очаг африканской чумы свиней в селе Пристань Артинского городского округа ликвидировали в ходе межрегиональных командно-штабных...

«Каждый день благодарят»: как проходит рабочий день лучшего почтальона Свердловской области

С 1 мая 2023 года все функции по доставке пенсий и других социальных выплат...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также