В Библиотеке им. Белинского открылась выставка «Крылья Урала», посвященная 90-летию Уральского управления гражданского воздушного флота. Когда в Екатеринбурге состоялся первый полет? Когда и как в пространстве Урала появились Уктусский аэродром и аэропорт Кольцово? Как управляют полетами нынешние диспетчеры? Выставка «Крылья Урала» — шанс прикоснуться ко всем граням профессий, связанных с небом.
Первый полет в Екатеринбурге состоялся более 100 лет назад, 27 июня 1911 года (по старому стилю). Как явствует из репортажа «Победа воздуха», опубликованного в газете «Уральская жизнь», небывалое зрелище собрало огромную толпу зрителей. Газета подробно описывает томительное ожидание затянувшегося из-за непогоды полета, аппарат Блерио, на котором Александр Васильев покорил екатеринбургское небо, и впечатления публики. Рассказали когда-то журналисты (но уже газеты «На смену!») и о постройке Уктусского аэродрома: весной 1924 года начались подготовительные работы, а 2 мая аэродром уже принял первые самолеты. Это — глубокая история, и она представлена на выставке в газетных публикациях.
А вот книга «Гражданская авиация Урала: дела и люди» — 90-летняя история и фотолетопись уральской авиации. До 1934 года уральские авиапредприятия подчинялись Московскому управлению воздушных линий. 22 мая 1934 года было образовано Уральское территориальное управление ГВФ. Началась история собственно уральской авиации.
Документы и исторические фото, профессиональная литература и газетные публикации, авиационные приборы и схемы, модели самолетов и международного аэропорта Кольцово, скафандр и перчатка, побывавшие в космосе — выставка дает возможность почитать, посмотреть и даже… «прикинуть на себя».
— Отдельная история в экспозиции — любимый всеми уральцами аэропорт Кольцово, — говорят организаторы выставки в Белинке. — Он был создан в 1943 году. Его становление шло в сложное для страны время, первый ангар для ремонта воздушной техники был построен только в 1949-м. Причем не все типы воздушных судов входили целиком в помещение, поэтому обслуживание хвостовой части производили на открытом воздухе… Но это история становления гражданского аэропорта Кольцово, а на выставке представлен также макет перспективного развития ныне международного аэропорта Кольцово, с моделями самолетов и аэродромной техники на перроне. Кроме того, посетители с интересом разглядывают макеты самолетов с символикой авиакомпаний Авиакон Цитотранс, АТ-Лизинг, S7, Azur air, Ural airlines, Red Wings, хранящиеся в музее Уральского МТУ Росавиации, а также радиоуправляемую модель самолета АНТ-25, на котором экипаж Валерия Чкалова совершил первый беспосадочный полет Москва — Северный полюс — Ванкувер…
Благодаря сохранившимся в Государственном архиве Свердловской области документам и фотографиям на «Крыльях Урала» можно увидеть схему воздушных линий Свердловской области, а еще — аэропорты в Тавде, Карпинске, Артях, Красноуфимске, Алапаевске, Туринске, Серове, Ивделе, Верхотурье.
Что касается «прикинуть на себя», то, например, можно почувствовать себя курсантом учебно-тренировочного отряда уральской авиагруппы, если познакомиться со «Сборником рекомендаций по действиям экипажа при неисправностях авиационной техники и в особых случаях полета», попробовать решить задачи из учебника «Навигационная счетная линейка НЛ-10м». А рассматривая приборы из филиала «Аэронавигация Урала» — «глаза» и «уши» диспетчера, можно представить, что вы управляете полетом. Если же «примерить» авиационные наушники и шлем пилота, взять в руки штурманские часы или «Наставления по производству полетов», то можно почувствовать себя и за штурвалом самолета.
Экспозиция погружает в профессиональную, повседневную жизнь уральских авиаторов — вплоть до мелочей: куда, с какими скидками и на каких самолетах летали уральцы; какие династии есть среди авиаторов; как ловили «зайцев» на самолетах.
Выставка «Крылья Урала» открыта в отделе краеведческой литературы Библиотеки им. Белинского (здание пристроя, 3-й этаж) до 18 мая. Вход свободный.
Ранее «Областная газета» писала о том, что история региональной авиации и вклад Свердловской области в развитие космонавтики представлены на выставке в библиотеке им. Белинского.