«Карикатура идет рука об руку с журналистикой», — так считает художник-карикатурист Максим Смагин. Встреча с этим интересным человеком прошла в конце мая в музее карикатуры. Он провел экскурсию для юнкоров, подробно рассказал о видах карикатуры, о том, как она комично изображала различные события из истории России.
Сам художник заинтересовался этим жанром изобразительного искусства, по его словам, еще в 3 классе. Его отец работал в редакции одной из районных газет, нередко он приносил домой юмористический журнал «Крокодил». Максим Смагин поступил на журфак, но вскоре оказался на историческом факультете. В екатеринбургском музее карикатуры, основателем которого он является, ему удалось соединить творческое начало и историческое образование. Художник сотрудничает с «Областной газетой», и его рисованные истории украшают многие номера издания.
В музее ребята прежде всего осмотрели выставку карикатур, присланных из разных уголков страны и даже из-за рубежа, посвященную 300-летию Екатеринбурга. Также здесь представлено немало работ XVIII–XIX веков, в которых нашли отражение события военных конфликтов, участником которых была Россия, есть карикатурные изображения руководителей Советского Союза, есть иллюстрации к сатирическим рассказам М. Зощенко. Некоторые изображения обратили на себя особое наше внимание. Например, император Александр I в виде Гулливера смотрит на лилипута — Наполеона, а также эволюция от обезьяны до современного жителя Екатеринбурга.
— В карикатуре часто используются литературные или фольклорные образы, — пояснил Максим Смагин.
После экскурсии состоялась небольшая пресс-конференция с юнкорами. Максим Смагин рассказал, что карикатура позволяет ему оригинально и интересно выразить то, что его волнует.
— У поэтов, фотографов, журналистов, художников и писателей разные формы подачи своей мысли. Поэтому каждому творческому человеку важно найти свой способ самореализации, — говорит художник.
Максим Дмитриевич является председателем жюри конкурса стрипов, который «Областная газета» проводила в рамках проекта «Социография». Стрип — небольшая история, нередко юмористическая, изложенная обычно в трех рисунках. Это могут быть самые простые, даже примитивные изображения, ярко иллюстрирующие сюжет. Казалось бы, подобные рисунки появились еще в доисторические времена в пещерах, но почему они, стрипы, снова так популярны среди молодежи? Максим Смагин считает, что это обычное явление, когда молодое поколение в поисках каких-то новых форм открывает для себя уже давно известные.
— Когда я смотрю какие-то конкурсные работы, я вижу, что некоторые сюжеты повторяются, но это не плагиат. Художник делает для себя удивительное открытие. Поэтому это нормально, когда формы, которые были востребованы вчера или 1 000 лет назад, снова возвращаются.
Участникам встречи предложили самим попробовать создать стрипы, и у многих получилось довольно интересно. И все же более яркое впечатление на всех произвела карикатура. Глеб Харченко, например, сделал вывод о том, что это «мощное оружие». Карикатура наполнена особенным смыслом и именно поэтому всегда интересна.
Мероприятие прошло в рамках фестиваля современной социальной иллюстрации #СОЦИОГРАФИЯ. Организатор: АНО «Серьёзные намерения». Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов и Департамента внутренней политики Свердловской области.
Ранее «Областная газета» писала о том, что работы свердловского художника-карикатуриста Максима Смагина можно встретить даже в космосе.
Юлия Голованова, студия журналистики Nавигатор, молодежный центр «Мир», Екатеринбург
Опубликовано в №113 (9924) от 29 мая 2024 года.