«В новом свете»: ЕМИИ представил после реставрации музейную графику 1940-х

Девять работ 1940-х годов обрели новую жизнь благодаря кропотливому труду реставраторов

Екатеринбургский музей изобразительных искусств, по-хорошему приучивший к масштабным проектам, на этот раз представляет очень камерную выставку — всего девять экспонатов. Печатная графика 1940-х. Пять линогравюр, выполненных эстонскими художниками в 1942 году, и четыре литографии художника-фронтовика Владимира Богаткина, вдохновленные тем, что он видел и пережил на войне. Они объединены историей появления и бытования, а еще тем, что только что — из-под рук реставраторов.

— Реставрация — текущая работа музея, которая идет ежедневно, еженедельно, ежемесячно. Постоянно вводим в экспозицию только что отреставрированные вещи. Но в проекте «В новом свете» мы решили представить реставрацию подсвеченным форматом, потому что эта часть работы музея невидима, недооценена, недоосознана, — говорит директор ЕМИИ Никита Корытин. — Такие музеи, как Эрмитаж или Лувр, показывают от 2-3 процентов своих коллекций, мы — до девяти процентов. Гигантская часть наследия — примерно 90 процентов — находится на хранении, в том числе и на реставрации. «В новом свете» — итог работы нашей реставрационной команды. Юная когорта, но это «штучные мастера». Вы же знаете: текущая цивилизация утрачивает, образно говоря, связь между руками и лобными долями. Мы привыкли нажимать кнопки, сделать что-то руками гораздо сложнее. А они сделали. Вернули работы к экспонированию, зрителям. И очень важно, что это научная реставрация. Мы не хотим привести все в блестяще-идеальный вид. Задача — сохранить и наследие, и следы его бытования…

В ЕМИИ «в руках» реставраторов периодически оказываются живопись, фарфор, дерево, мебель… Но графика — история особая. Быть на выставке, на свету, ей полагается не более трех месяцев. Произведения печатной графики, вообще, экспонируются чрезвычайно редко. Поэтому — выставка уникальна. Тем более, что она представляет «музейную кухню» — что происходит за границами публичного показа: изучение, исследование, сохранение экспонатов.

«Подвиг панфиловцев» (1947 г.), отреставрированная литография Владимира Богаткина. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Что же выбрано для такого показа? Все это произведения военного времени, так или иначе посвященные Великой Отечественной. Литографии Владимира Богаткина — по сути, обобщение фронтовых воспоминаний автора: с 1942 года он служил в действующей армии, фиксировал наблюдения в натурных рисунках и быстрых эскизах, затем полтора десятка лет своей творческой карьеры (1944-1958) посвятил работе в Студии военных художников им. Грекова. «Подвиг панфиловцев», «Пленные немцы», «У Бранденбургских ворот», «Отступление немцев от Москвы» — сами сюжеты очень говорящие, знаковые для войны. А в линогравюрах эстонцев фокус — на эстонских событиях, на том, как переживали здесь немецкое наступление, оккупацию, как героически сражались за родной Таллин.

Научный сотрудник ЕМИИ Ирина Кудрявцева рассказывает о поиске, изучении прежде неизвестных фактов бытования некоторых графических работ. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

— И для балтийских художников это характерно: в годы войны у них обостряется национальная идентичность, они уделяют много внимания своей локальной, региональной истории, в Третьяковке в военные годы даже прошла выставка, посвященная многовековой истории Эстонии, — комментирует научный сотрудник ЕМИИ Ирина Кудрявцева. — Художники работали в эвакуации в Ярославле, там была создана мастерская печатной графики и даже Союз эстонских художников. Представленные работы как раз «родом» из Ярославля: посвящены истории обороны Таллина, а также сюжетам военного быта — «У автомата» Хендрика Витсура, «Пионерка» Айно Баха и Эрнста Коллома, «Партизаны уничтожают фашистский транспорт» Айно Баха и Рихарда Сагритса… Параллельно с реставрацией мы сделали также атрибуцию некоторых работ. В частности, одна из представленных гравюр — «Таллинский рабочий полк идет на фронт» Сагритса — обрела имя автора, название и все подробности ее создания и бытования. То есть научные исследования продолжались и в те дни, когда коллеги-реставраторы трудились над восстановлением работ…

В проекте «В новом свете» музей демонстрирует не только то, как реставрация преображает работы, но и сам процесс. Что называется «до» и «после». Можно познакомиться с этим самостоятельно — на специальном стенде, представляющем, что происходило непосредственно с предметом, отдельные процедуры, базовые манипуляции реставрации. Но интереснее услышать подробности от самих реставраторов.

Секреты реставрационной работы – из первых рук: от директора ЕМИИ Никиты Корытина и художника-реставратора графики Натальи Михайловой. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

— Мы с Марией Осипенко получили предметы из хранения в очень неудовлетворительной сохранности, — рассказывает Наталья Михайлова, художник-реставратор графики. — Пожелтение, запыление, загрязнения. С пятнами клея, наклейками различного характера. Экспонировать без реставрации — невозможно. Были удалены загрязнения, проведена водная и химическая обработка листов — чтобы убрать пожелтение. Дальше — склейка разрывов, укрепление заломов (они укреплены тонкой японской реставрационной бумагой), восполнение утрат. Следом — тонировка под общий тон листа. Вы можете заметить: наши тонировки более светлые, чем авторские. Это так называемая музейная реставрация: мы не должны восстанавливать листы полностью, добиваясь абсолютного слияния тона, цвета и фактуры с автором, должны показывать отреставрированные участки, чтобы они выделялись. Самая вкусная «изюминка» в процессе реставрации — как раз выполнение тонировок. Разными методами, материалами — акварелью, карандашами. Это варьируется в зависимости от самого листа, его индивидуальных характеристик. То есть сам лист нам подсказывает, чем и как нужно с ним работать…

Например, в случае с графикой 1940-х реставраторы понимали: будут работать с листами советского периода, а они могут содержать древесную массу — лигнин. Тесты, пробы на некоторых листах показали, что лигнин есть. С учетом этого и подбирали для применения химию, ее концентрацию. Чтобы улучшить состояние листов. «Дать листу жизнь».

Реставрация печатной графики 1940-х шла в ЕМИИ почти два года. Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Реставрация графики — дело долгое. Только один из процессов — химическая обработка — длится несколько недель, даже месяц. Кроме того, лист, выражаясь профессиональным языком, должен «отпрессовываться», а это иногда — до полугода в механическом прессе. При этом на листах сложных, где много разрывов, утрат, заломов, склейку-укрепление- восполнение надо сделать быстро — в час-два (нельзя долго оставлять листы влажными), тогда реставраторы работают «в четыре руки».

Реставрация печатной графики 1940-х шла в ЕМИИ на протяжении прошлого года и нынешнего. В результате уральцы могут видеть теперь программные произведения художника-фронтовика Владимира Богаткина. Работы известные, часто тиражируемые в альбомах, хорошо узнаваемые. И во второй, эстонской части проекта «В новом свете» — работы графиков первой величины.

Ранее «Областная газета» рассказывала о том, в Екатеринбурге представили раритеты Большой дворцовой библиотеки Павловска.

Опубликовано в №165(9976) от 30 июля 2024 года.

Людмила Бабушкина поздравила свердловчан с Днем Устава региона

Председатель Законодательного собрания Свердловской области Людмила Бабушкина со страниц «Областной газеты» поздравила жителей региона...

Ирина Роднина встретилась с финалистами чемпионата Свердловской области по спортивно-интеллектуальной игре «Россия в деталях»

Депутат Государственной думы РФ, президент Всероссийской федерации школьного спорта, трехкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина встретилась...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также