Экспозиция «Растущий организм. Город как конструктор» представляет собой историю социального и архитектурного развития города, рассказанную через сравнение архивных и современных фотоснимков зданий в жанре «было/стало». Выставка открыта в главном корпусе Музея истории Екатеринбурга (Карла Либкнехта, 26).
Эхо XVIII века
Самые ранние постройки, представленные в экспозиции, относятся к XVIII веку. Двухэтажное здание канцелярии главного управления Уральских горных заводов, построенное в 1736–1739 годах по проекту инженера Иоганна фон Баннера в голландском стиле, стало первым каменным строением города. В 20-е годы XX века здесь располагался Уралоблсовнархоз, а позднее — Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского.
— Здесь сидели самые влиятельные люди и решали судьбу заводов. Здание перестраивалось три раза. Необходимость объяснялась тем, что в 1830-е годы в Екатеринбург переехал штаб Уральского горного управления, который сорок лет располагался в Перми, и по случаю возвращения надстроился целый этаж, — говорит ученый секретарь Музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков.
Вторая по давности — усадьба Тарасовых, построенная в 1791 году Иваном Сафковым, — использовалась местными социал-демократами как конспиративная квартира в предреволюционный период. В годы советской власти здесь располагались Дом просвещения и Дом партактива, с 1990 года здание реконструировано под нужды резиденции губернатора Свердловской области.
Исторические свидетели: от визита лидера Белого движения до распада могущественной Верх-Исетской заводской империи
В XIX веке начинается постепенное индустриальное развитие города. Среди зданий, которые стали символами этого важного для России и Екатеринбурга периода, можно выделить дом Севастьянова, который в 2008 году был реконструирован и передан под резиденцию Президента России на саммите ШОС, усадьбу Коробкова-Жирякова, дом революционера, государственного и партийного деятеля Сергея Чуцкаева.
Особое внимание на выставке уделено истории усадьбы Тупикова, построенной в 1890 году. В годы Гражданской войны руководитель Белого движения, знаменитый адмирал Александр Колчак, встречался здесь с представителями общественных и торгово-промышленных организаций. В разные временные отрезки в усадьбе размещались: парткабинет Свердловского обкома ВКП (б), Союз журналистов СССР, редакции газет «На смену!» и «Уральский следопыт». В 1986 году здание получило статус памятника архитектуры.
На соседнем стенде изображено Верх-Исетское заводоуправление. Его строительство связано с именем крупнейшего землевладельца первой половины XIX столетия Алексея Яковлева. Историю этого здания Евгений Бурденков называет забытой.
— Верх-Исетский завод не был частью Екатеринбурга. Это была частная компания, в которую входили ижевский и верхнетагильский заводы. Почти 50 лет с момента постройки здание не трогали, но в советское время пришлось его перестроить из-за обвала ризалита. Несмотря на это, сохранились многие декоративные элементы фасада, — рассказывает ученый секретарь Музея истории Екатеринбурга Евгений Бурденков. — Сейчас здание выглядит по-другому, и люди постепенно забывают историю Верх-Исетского горнозаводского округа, но в то время он имел колоссальное значение для области.
Советское время
Именно к этому периоду относится строительство «Пассажа», Театра музкомедии, Свердловского сельскохозяйственного института, дома врача Николая Арнольдова, в котором после революции находились судебные учреждения, а сейчас здание передано под управление Музея истории Екатеринбурга.
— Уникальность истории зданий — особенная черта Екатеринбурга. Благодаря выставке появляется возможность проследить развитие города по этапам. Интересно увидеть привычные нам постройки в ретроспективе. Я даже не предполагал, что «Пассаж» сохранил оригинальные стены, — рассуждает автор современных фотографий Евгений Комолов.
Главным послевоенным проектом стала реконструкция здания Свердловского горсовета, которое в наше время является администрацией Екатеринбурга. В 1947 году здание оформили парадными колоннами, а справа и слева от входа появились мемориальные барельефы. Над скульптурным убранством фасада работал уралмашевский мастер Михаил Новаковский.
— Всех интересует, как изменился вид города с момента его основания, но мы не догадываемся, что первые постройки радикально не исчезли. На самом деле в наши современные многоэтажки встроены предшествующие советские здания и дореволюционные усадьбы. Таких примеров больше всего в центре Екатеринбурга, — сказала заместитель директора Музея истории Екатеринбурга по проектной и научно-исследовательской деятельности Светлана Булатова.
Еще больше архитектурных секретов раскроется тем, кто доберется до выставки и внимательно изучит все материалы. Экспозиция в МИЕ будет открыта до 6 октября.
Ранее «Областная газета» рассказывала о том, что ЕМИИ представил после реставрации музейную графику 1940-х.
Нурия Дьячкова
Опубликовано в №164(9975) от 27 июля 2024 года.
Опубликовано в №165(9976) от 30 июля 2024 года.