По следам советского фотоандеграунда: В столице Урала открылась выставка из собрания Центра визуальной культуры Béton

Она познакомит зрителей с экспериментальной и абстрактной артфотографией

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5) презентовали экспозицию «Абстракционизм в фотоискусстве». Этот проект продолжает сотрудничество нашего музея и московского Центра визуальной культуры Béton. Новая выставка познакомит зрителей с удивительным, еще малоизученным феноменом, зародившимся в среде советского фотоандеграунда, и не утратившим актуальности — экспериментальной и абстрактной артфотографией.

В 1960–1970-е годы фотография официально носила документальный, репортажный характер и не воспринималась как вид изобразительного искусства. Она служила зеркалом действительности — инструментом, запечатляющим исторические события. И часто попытки фотографов выйти за эти рамки подвергалась жесткой цензуре. Гораздо больше свобод фотография получила в любительских клубах, где собирался узкий круг единомышленников. Они в числе прочего проводили эксперименты над пленкой, пытаясь добиться интересных визуальных эффектов, но при этом лишь единицы последовательно использовали эти опыты в творческой практике. Им-то, редким мастерам из Ленинграда и Свердловска, посвящена открывшаяся выставка.

Фото: Предоставлено ЕМИИ/Béton

Ядро экспозиции составили произведения двух пионеров экспериментальной фотографии — ленинградца Валентина Самарина и свердловчанина Евгения Малахина, или Старика Букашкина.

— Они жили в разных городах и скорее всего не были знакомы, но их объединял дух творческого бунтарства, стремление возвести фотографию в ранг изобразительного искусства и освободить ее от каких-либо ограничений. Оба в экспериментальной фотографии ценили прежде всего непредсказуемость результата, неповторимость итоговых снимков, — отмечают кураторы экспозиции.

Малахин снимал пейзажи, портреты своих друзей, девушек, затем варил пленку, растворяя запечатленные образы в тумане расплавленной эмульсии. Эти поэтичные черно-белые фотографии нередко становились иллюстрациями к его самиздатовским сборникам стихов и основами для ассамбляжей. Самарин же вдохновлялся в первую очередь экспрессией танца, балетами: «Без названия», 1970-е; «Весна священная» Игоря Стравинского», 1990-е, «Балет Бориса Эйфмана «Мастер и Маргарита», 1993. Преследуемый КГБ за свое инакомыслие, в 1981 году Валентин Самарин был вынужден эмигрировать и почти 25 лет прожил в Париже. Он продолжал снимать балет и пластический театр, а также создал ряд портретов выдающихся современников («Иосиф Бродский», 1988).

Фото: Предоставлено ЕМИИ/Béton

Также в экспозиции представлены две работы фотографа-архивиста Геннадия Приходько («Композиция», 1968; «Близнецы», 1977), чьи документальные снимки иллюстрируют почти все издания, посвященные ленинградскому неофициальному искусству.

Всего в экспозиции 51 работа шести авторов. Выставку можно будет посмотреть до 20 октября.

Ранее «Областная газета» рассказывала о том, что в Екатеринбурге откроется выставка «Важные мелочи истории» о быте города конца XIX — начала XX веков.

Опубликовано в №197(10008) от 5 сентября 2024 года.

«Газпром газораспределение Екатеринбург» с начала января подключил к газу более 100 домовладений

С начала реализации социальной газификации в Свердловской области АО «Газпром газораспределение Екатеринбург» построило 280 километров сетей, из которых...

Число личных кабинетов клиентов «ЭнергосбыТ Плюс» увеличилось на 157 тысяч

Число личных кабинетов клиентов Свердловского филиала «ЭнергосбыТ Плюс» достигло почти 829 тысяч на начало 2025 года....

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также