По следам советского фотоандеграунда: В столице Урала открылась выставка из собрания Центра визуальной культуры Béton

Она познакомит зрителей с экспериментальной и абстрактной артфотографией

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5) презентовали экспозицию «Абстракционизм в фотоискусстве». Этот проект продолжает сотрудничество нашего музея и московского Центра визуальной культуры Béton. Новая выставка познакомит зрителей с удивительным, еще малоизученным феноменом, зародившимся в среде советского фотоандеграунда, и не утратившим актуальности — экспериментальной и абстрактной артфотографией.

В 1960–1970-е годы фотография официально носила документальный, репортажный характер и не воспринималась как вид изобразительного искусства. Она служила зеркалом действительности — инструментом, запечатляющим исторические события. И часто попытки фотографов выйти за эти рамки подвергалась жесткой цензуре. Гораздо больше свобод фотография получила в любительских клубах, где собирался узкий круг единомышленников. Они в числе прочего проводили эксперименты над пленкой, пытаясь добиться интересных визуальных эффектов, но при этом лишь единицы последовательно использовали эти опыты в творческой практике. Им-то, редким мастерам из Ленинграда и Свердловска, посвящена открывшаяся выставка.

Фото: Предоставлено ЕМИИ/Béton

Ядро экспозиции составили произведения двух пионеров экспериментальной фотографии — ленинградца Валентина Самарина и свердловчанина Евгения Малахина, или Старика Букашкина.

— Они жили в разных городах и скорее всего не были знакомы, но их объединял дух творческого бунтарства, стремление возвести фотографию в ранг изобразительного искусства и освободить ее от каких-либо ограничений. Оба в экспериментальной фотографии ценили прежде всего непредсказуемость результата, неповторимость итоговых снимков, — отмечают кураторы экспозиции.

Малахин снимал пейзажи, портреты своих друзей, девушек, затем варил пленку, растворяя запечатленные образы в тумане расплавленной эмульсии. Эти поэтичные черно-белые фотографии нередко становились иллюстрациями к его самиздатовским сборникам стихов и основами для ассамбляжей. Самарин же вдохновлялся в первую очередь экспрессией танца, балетами: «Без названия», 1970-е; «Весна священная» Игоря Стравинского”, 1990-е, «Балет Бориса Эйфмана «Мастер и Маргарита», 1993. Преследуемый КГБ за свое инакомыслие, в 1981 году Валентин Самарин был вынужден эмигрировать и почти 25 лет прожил в Париже. Он продолжал снимать балет и пластический театр, а также создал ряд портретов выдающихся современников («Иосиф Бродский», 1988).

Фото: Предоставлено ЕМИИ/Béton

Также в экспозиции представлены две работы фотографа-архивиста Геннадия Приходько («Композиция», 1968; «Близнецы», 1977), чьи документальные снимки иллюстрируют почти все издания, посвященные ленинградскому неофициальному искусству.

Всего в экспозиции 51 работа шести авторов. Выставку можно будет посмотреть до 20 октября.

Ранее «Областная газета» рассказывала о том, что в Екатеринбурге откроется выставка «Важные мелочи истории» о быте города конца XIX — начала XX веков.

Опубликовано в №197(10008) от 5 сентября 2024 года.

Новые правила размещения информации в ГИС ЖКХ стали действовать с 1 сентября

Новые правила, регулирующие порядок размещения информации в Единой государственной информационной системе ЖКХ (ГИС ЖКХ), вступили...

Узнаваемые «краски»: Уральский академический русский народный хор вошел в число номинантов конкурса «Достояние Среднего Урала»

Уральский русский народный хор вновь вошел в число номинантов конкурса «Достояние Среднего Урала». Ожидаемо....

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также