Музей архитектуры и дизайна представил еще одно выдающееся имя в уральском градостроительстве — заслуженный архитектор РСФСР Константин Узких. К 100-летию со дня его рождения. В 1970-е мастерская Генплана под руководством Узких разработала план, по которому столица Урала развивалась в течение почти 30 лет и на основе которого родились последующие перспективы города.
— Хочется, чтобы история города, история его архитектуры не была обезличена, — говорит директор музея Елена Штубова. — Через конкретные здания горожане и гости города осязаемо видят результат работы уральских зодчих, их творчество. Не так всё просто с теми, кто работает с градостроительными проектами. Они, как правило, остаются в тени — нельзя показать воочию, что они создали. Но именно от них глобально зависит и структура города, и его будущее…
К 100-летнему юбилею архитектора-градостроителя музей представил его многопланово и масштабно: акварели Константина Узких (их хватило бы на отдельную выставку), его графические работы, проектные. Из семейного архива вошли в экспозицию фотоаппараты Константина Андреевича и пластинки с записями оперной классики — он был заядлым фотолюбителем и меломаном. Близко знавшие его вспоминают: он прекрасно читал Чехова, личность была артистическая!
— С первого курса у меня была возможность бывать у него дома, и я всегда поражался: как же огромен диапазон этого человека, — признается ректор УрГАХУ Александр Долгов. — Глыба! А при этом — глубочайшая интеллигентность. Это видно и по выставке. Вряд ли, надеясь на искусственный интеллект, можно добиться того градостроительного впечатления, которое создавали Узких и его команда. Такое возможно только через человека, через переживание, личное отношение к городу…
Потому всё на этой выставке не случайно. Ничего второстепенного. Акварели уральских шиханов и озера Балтым, зарисовки польских костелов и улиц, сделанные в Праге и Кракове, любительские фотоснимки и любимые пластинки — из всего этого складывалась личность градостроителя, творчество которого определило облик столицы Урала. В 1972 году его генплан — единственный в советское время! — был утвержден с отметкой высокого качества, а сам Константин Узких был удостоен премии Совета министров СССР.
Фрагменты этого генерального плана Свердловска представлены в экспозиции, и посетители с неподдельным любопытством разглядывают-обсуждают то, «как было задумано» и «как стало» — площадь Коммунаров и Дворец молодежи, район ВИЗа и застройка улицы Крауля, путепровод и транспортная развязка на Малышева в Кировском районе, Посадская и Дворец спорта, район Академический.
— Это был генеральный план города коммунистического будущего. Так задумывалось, — комментирует профессор кафедры градостроительства и ландшафтной архитектуры УрГАХУ Сергей Санок (он из тех, кто работал с проектами Узких, его мастерской Генплана). — В 1968 году, когда начали работать над генеральным планом Свердловска, на каждого жителя приходилось 7,2 метра жилой площади и 9,3 общей жилой. Практически ничего! 35 процентов зданий в городе были построены в XVIII и XIX веках, начале 1920-х. 40 процентов зданий не имело отопления, 25 — водопровода. Вот в этих условиях начали работать над генеральным планом, и определили такую программу развития, что легла и в основу генплана 2004 года. Если посмотреть-сравнить два этих документа, это как будто цветение, расцветание одного цветка. Закладывались удивительные вещи. В 1968 году обеспеченность детскими садами составляла 60 процентов, по генеральному плану должно быть 100. То же со школами. В четыре раза должно было увеличиться число объектов культуры в городе. Транспортная инфраструктура — удвоиться. И не авторы виноваты, что степень реализации наших стратегических генеральных планов составляла тогда 26-48 процентов. По объективной реальности. Но те направления, что были заложены в генплане, потом развились. В них есть Мечта! А мы учились на этом документе, на творчестве этих градостроителей…
Коллеги-архитекторы свидетельствуют: Константин Узких прекрасно знал город — его инженерные сети, дороги, историю образования отдельных жилых районов и историю зданий, включая судьбу их авторов (вплоть до дат). Он был не только талантлив в мечтах, но и прозорлив в том, чего… не следует делать раньше времени. Хотя в 1980-е господствовала типовая застройка, благодаря в том числе и Узких удалось уберечь от этой убогой, серой среды центральные районы города. Константин Узких и его коллеги понимали: лучше сохранить историческое, пока не пришло время, нет необходимых условий для нового.
Это время пришло позднее. Не надо ходить на выставки, достаточно пристально всмотреться в архитектуру центра Екатеринбурга, чтобы понять: как сильно изменился его облик. Но «истоки» этих перемен — в ТОМ генеральном плане застройки города, который талантливо и прозорливо предусматривал использование природного рельефа, водных объектов и лесных массивов города. В «послужном списке» градостроителя Узких — проекты планировок центрального района Екатеринбурга, Эльмаша, Сортировочного, Северо-Западного и Юго-Западного. Его авторству принадлежат эскизы комплекса Медицинского института, застройки улиц Куйбышева, Московской, Металлургов. Он — соавтор генплана Шарташского лесопарка, комплексов зданий филиалов ВАСХНИЛ на Луначарского. И уж совсем мало кто знает, что Константин Узких — автор и руководитель творческих коллективов, разработавших генпланы еще более 30 городов Свердловской области!
Его сын Андрей Константинович тоже стал архитектором. На открытии выставки, посвященной отцу, рассказал: после раннего ухода Константина Андреевича из жизни (не дожил и до 50) его коллеги во время праздничных демонстраций всегда проходили мимо их дома и… приветствовали семью Узких.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге презентовали издание приказов и писем Василия Татищева.