«Что такое вещи без людей?»: Музей истории Екатеринбурга презентовал проект «Беседка»

На сайте проекта будут публиковаться интервью о различных явлениях Екатеринбурга, героями которых становятся его жители

В креативном кластере Л52 состоялась презентация нового сетевого ресурса «Беседка» от Музея истории Екатеринбурга. По замыслу авторов проекта, на сайте будут публиковаться интервью, посвященные различным явлениям культуры, науки и истории столицы Урала. Героями стали жители города.

— Это один из ключевых проектов для нашего музея. Его суть — сохранение истории людей. Ведь что такое город, что такое здания, что такое вещи без людей и без их истории? Наверное, ничто, — отметил директор Музея истории Екатеринбурга Игорь Пушкарёв.

Основа для реализации проекта была заложена много лет назад, во время создания музея. У сотрудников не было предметной базы для создания экспозиций, поэтому пришлось искать другие пути.

— Первое, что сделали наши предшественники, — проинтервьюировали огромное число старых большевиков, которые имели какое-то отношение к товарищу Свердлову. Во многом на этой базе и делались первые экспозиции. Мы продолжили эти традиции, и начиная с 2010-х годов активно интервьюировали горожан по разным темам: детской советской моде, свердловскому общепиту, чуть позднее по товарам массового производства, которые выпускали наши предприятия. По этим темам крайне проблематично найти большое количество предметных экспонатов, артефактов, и мы строили свои исследования главным образом вокруг воспоминаний, — рассказала заместитель директора Музея истории Екатеринбурга по проектной и научно-исследовательской деятельности Светлана Булатова.

Со временем интервьюирование стало обособленным направлением деятельности музея, и с 2019 года начал действовать Центр устной истории. В прошлом году сотрудники Музея истории пришли к выводу, что пора сделать интервью частью общественного достояния и опубликовать в открытом доступе. Так и появился новый интернет-ресурс «Беседка».

— При создании сайта мы опирались, например, на проект «Прожито» Европейского университета Санкт-Петербурга. Но наш ресурс «Беседка», конечно, не такой академический. Он гораздо проще и понятнее по структуре, — отметила Светлана Булатова.

Ресурс включает два основных раздела: «смотреть» и «читать», которые содержат видео- и текстовые интервью соответственно. Знакомясь с интервью, любой желающий может узнать информацию как о повседневной жизни Екатеринбурга, так и о ключевых событиях истории города через личные истории героев.

Кстати, героев музей находит не только среди знаменитых людей.

— Мы с моими коллегами — ловцы респондентов. Помимо того, что мы водим экскурсии, во время наших бесед мы всегда ждем, когда нам будут задавать вопросы, а самое главное, ждем реакции «а мы здесь жили…». Таких гостей мы сразу подмечаем. Сама я интервью беру редко, но иногда приходится, поскольку в жизни общаюсь с большим количеством людей, порой знакомлюсь с совершенно уникальными героями, — поделилась экскурсовод музея истории Екатеринбурга Екатерина Калужникова.

В будущем музей в рамках сотрудничества с историческим факультетом УрФУ планирует реализацию проекта, непосредственно связанного с «Беседкой» и Центром устной истории. Он предполагает полнотекстовую расшифровку всех интервью, снабжение их пояснительными комментариями. Это поможет знакомиться с историями в удобном для них формате не только обычным пользователям, но и исследователям, для которых воспоминания горожан могут послужить материалом для научных изысканий.

Одной из гостей презентации, а также героиней интервью стала Дарья Веретенникова — внучка легендарного главного художника Сысертского завода художественного фарфора Николая Иноземцева. В интервью «ОГ» Дарья рассказала, как участие в проекте дало ей возможность организовать вместе с Музеем истории Екатеринбурга выставки, посвященные наследию ее прославленного деда.

Дарья Веретенникова. Фото: Борис Ярков, «Областная газета»

— В прошлом году были организованы две выставки по жизни и творчеству Николая Иноземцева…

— Одна была организована в МИЕ (Музее истории Екатеринбурга) еще в начале года, и вот только недавно мы закрыли еще одну в Центре традиционной народной культуры Среднего Урала. Вторую мы открывали в дедушкин день рождения, 25 декабря.

— Как вы пришли к осознанию того, что пора организовать такую выставку?

— Первая попытка обратиться к истории дедушкиного творчества, истории семьи была еще в 2016 году. Однажды я увидела в социальных сетях, что люди задаются вопросом, кто автор сысертской белочки? Для меня было удивительно, что даже в моем родном городе никто этого не знает. Я написала, мол, вы что, это мой дедушка, Николай Иноземцев. На что меня резонно спросили: «а где доказательства»? Я подумала: действительно, я ведь их сама в глаза не видела, а знаю по рассказам родных. Тогда дедушка еще был жив, и мы написали первый материал о нем в местную газету «Маяк». По сути, человек всю сознательную жизнь прожил в Сысерти, столько сделал, и никто этого не знал. Но, как говорится, «нет пророка в своем отечестве». В общем, всё началось со статьи.

После, когда дедушки уже не стало, появился проект «Антихрупкость». До этого я и не думала, что широкой общественности будет так интересен Сысертский фарфор в целом и история дедушки в частности. Но после того как я пришла на презентацию, а мы дружим с создателями проекта, убедилась, что интерес есть. Тогда я в первый раз пошла в дедушкин гараж, где он хранил все свои наработки. Всё хранилось попросту в каких-то непонятных коробках, потому что в то время ценность его работ ощущалась не так, как сегодня. В гараже я нашла и спасла первую партию работ, увезла домой, и именно с этого началась моя деятельность по восстановлению и популяризации дедушкиного творческого наследия.

Со Светланой Булатовой у нас есть общая знакомая — керамист Галина Белова, которая давным-давно говорила мне, что нужна выставка. Но тогда я и ценности не понимала, и времени не находила, в общем, было не до этого. И после той самой презентации мы в очередной раз списались с Галиной. Она и познакомила меня со Светланой в конце 2023 года. Тогда я приехала к ней с коробочкой «чего-то». Светлана предложила мне холл на Ленина 52, это буквально четыре витрины. На что я отвела ее в сторонку, раскрыла свой багаж, в котором было буквально три изделия и много фотографий (если вы были на выставке, знаете, что она процентов на 80 состоит из фотографий). Дедушка был очень красивый, в семейном архиве осталось много практически киношных снимков. Светлана очень вдохновилась и взяла время подумать. Затем мне написала Галина, что мы организуем выставку в главном здании, в главном зале. В итоге мы сделали ее за два месяца, стихийно. Я отдала сотрудникам несколько коробок буквально со словами: «Не знаю, что там лежит, но верю, что там много ценного». Светлана с коллегами всё это заботливо разобрали и нашли действительно много весьма ценных артефактов, о которых я даже не подозревала: первые эскизы той самой белочки, те самые доказательства.

После этого Галина помогла договориться с Центром традиционной народной культуры Среднего Урала. Вторая выставка состоялась уже в конце года, зал был примерно раза в три больше. Там были выставлены практически все изделия, которые есть в коллекции моей семьи. Если в Музее истории Екатеринбурга были выставлены не столько изделия, сколько представлена сама история дедушки: документы, эскизы, фотографии, то здесь мы выставили всё. Даже моя семья, моя мама, тоже художник по фарфору, долгое время работала на заводе, буквально самый близкий для дедушки человек — не видели всех его работ. То, что они представлены в одном месте, да еще и в хронологическом порядке, очень ценно.

— На новом ресурсе музея есть ваше с мамой интервью. Вы упоминали, что дедушка наследниками видел больше ваших маму и старшую сестру, но историей его творчества в итоге занимаетесь именно вы.

— Это интересная история. Так получилось, что когда родилась Катя, моя сестра, мама еще была студенткой. Она на год взяла академический отпуск, и когда сестре исполнился год, как водится, она оставила Катю бабушке с дедушкой, а сама поехала доучиваться. Фактически с самого младшего возраста именно они ее воспитали, и у Кати с дедушкой была какая-то особая связь. Она пошла по дедушкиным стопам и стала керамистом в том числе потому, что ей хотелось отдать ему некую дань уважения, я думаю.

А я была вторая внучка, хотя и не менее любимая. К тому же мама была керамистом, сестра тоже керамист, а когда я пошла учиться, направление уже не было так актуально, я выбрала графический дизайн, в котором было больше перспектив, на мой взгляд, и которое мне самой было интереснее. Я в семье в целом больше умею работать головой, нежели руками. Во многом поэтому именно я занимаюсь популяризацией творчества. Мама, конечно, тоже всеми руками за, но она человек не такой, не любит выступать на публике.

Интересы сестры тоже лежат в другой плоскости. Но когда Катя пришла на открытие первой выставки и увидела витрину с личными вещами дедушки — там были его альбомы, зарисовки, лепнина, украшения, которые он делал для мамы и бабушки — помню: она подошла, посмотрела на эту витрину, закрыла лицо, заплакала и отошла. Я спросила, что с ней, она ответила: «Ты понимаешь, это всё мое детство», сказала, что не ожидала, что получится так здорово. Это был лучший комплимент. Я поняла, что мы всё сделали правильно.

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Музее истории Екатеринбурга представили выставку художника-фронтовика.

Опубликовано в №40 (10147) от 27 февраля 2025 года.

Денис Паслер дал ряд поручений по итогам личного приема жителей Свердловской области

Руководитель Свердловской области Денис Паслер дал ряд поручений по итогам личного приема жителей региона....

Нет социальному сиротству: более 1,1 тыс. детей возвращены в родную семью в ходе реализации в Свердловской области проекта «Вызов»

Мало кто из присутствовавших на этом мероприятии в областном Доме ребенка смог сдержать слезы: молодой маме Александре...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также