В Москве завершился Международный фестиваль «Интермузей», посвященный культурному наследию и новым подходам в музейном деле. На протяжении четырех дней работали шесть площадок в музеях столицы, в мероприятии приняли участие более 250 российских спикеров и более 40 иностранных из 26 государств. В рамках события также проходило восемь отраслевых конференций, одной из которых стал «Музейный гид», куда в этом году были приглашены победители разных лет конкурса в области культурной журналистики «Искусный глагол», в числе которых была и ведущий редактор «Областной газеты» Наталья Шадрина.
В город-музей
Фестиваль «Интермузей» проводится уже больше 25 лет, собирая представителей музейной сферы со всей страны. На четыре дня Москва буквально превращается в город-музей: центр заполоняют люди с бейджиками – они на улицах, в гостиницах, во всех музеях – далеко не только тех, где проводятся мероприятия форума.
Для музейщиков это без преувеличения главное событие года: момент, когда они сверяют часы, понимая, кто уже шагнул вперед – к музею будущего, а кто еще буксует. Момент, когда встречаются коллеги из разных филиалов и спутников по всей стране – Третьяковки, Эрмитажа, Пушкинского и других музеев-гигантов. Момент, когда рождаются новые проекты и выстраиваются столь необходимые сегодня кросс-культурные связи.
Организатором форума «Музейный гид», в котором приняли участие мы, уже много лет выступает Фонд Потанина. Мероприятие включали дискуссии, лаборатории, круглые столы в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, в Доме культуры ГЭС-2 и в самом офисе фонда.
В числе тем «Музейного гида–2025» – роль музеев в развитии общества, их влияние на формирование интеллектуального и социального ресурсов регионов, а также на ценностные контексты. Участники попытались рассмотреть музей как пространство множества смыслов, творческий хаб и исследовательскую лабораторию.
Среди спикеров форума были: директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин, генеральный директор Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина, директор Музея им. М.А. Врубеля Фарида Буреева, директор театра «Новая опера» Антон Гетьман, основатель, генеральный директор Музейного бюро «Планета 9» Агния Стерлигова, председатель Союза креативных кластеров Илья Токарев и многие другие.

Директор ЕМИИ Никита Корытин принял участие в нескольких сессиях, в частности, он рассказал, как вообще появился профессиональный конкурс для журналистов, освещающих культуру по всей стране. Ведь зародился он в нашем регионе, в стенах Екатеринбургского музея ИЗО.
«На самом деле повод у появления такого конкурса был не очень простой. В 2015 году не стало Владимира Юрьевича Матвеева – исполинской, очень харизматичной и важной фигуры для музейщиков из разных регионов. Многие ориентировались на его креативность, управленческие фишки, которые он внедрял в Эрмитаже. И когда мы думали, каким образом его память может быть увековечена, возникла идея проекта, который связал бы Эрмитажные центры в нескольких городах. А наши главные медиаторы в этом отношении – журналисты, конкретные люди, которые о нас пишут. Поэтому мы решили с помощью конкурса создать профессиональное сообщество представителей СМИ вокруг Эрмитажных центров. Нас безоговорочно поддержал Фонд Потанина, и получилась прекрасная, довольно длинная история, на протяжении которой нам удалось подсветить работу каждого отдельного журналиста, пишущего о культуре – чтобы эти ставки в изданиях не сокращались, чтобы эти люди оставались преданными профессии, чтобы они понимали, что их ценят. И за эти десять лет, как мне кажется, сформировалось настоящее комьюнити профессионалов», – отметил Никита Корытин.
Комьюнити это уже довольно большое – порядка 150 журналистов по всей стране: Екатеринбург, Челябинск, Казань, Иркутск, Омск, Томск, Красноярск, Магадан, Хабаровск… И продолжать можно долго. На форум «Музейный гид» в рамках фестиваля «Интермузей» приехали 50 человек из этого числа.

«Малахов – о современном искусстве, Швыдкой – про искусственный интеллект»
Помимо обширной дискуссионной и выставочной программы журналисты приняли участие во встречах с ведущими деятелями культуры и топовыми медийщиками. Это были беседы с актером театра и кино, ректором Школы-студии МХАТ Игорем Золотовицким, тележурналистом Андреем Малаховым, которого многие из нас открыли как мецената, коллекционера и основателя Центра современного искусства «Сияние» в Апатитах, а также со специальным представителем Президента России по международному культурному сотрудничеству, президентом Академии Российского телевидения Михаилом Швыдким.

Михаил Ефимович порассуждал о сегодняшней роли музеев, довольно категорично отметив, что из хранителей наследия учреждениям не стоит превращаться в массовиков-затейников.
«На форуме я услышал, что в год наши музеи посетили 165 миллионов человек. Цифра есть цифра, тут все посчитано по билетам, сомневаться в ней не стоит. Но интересно другое – сколько посетителей было в музее один раз, а сколько по два, по три, по пять? Когда меня спрашивают, сколько людей сегодня смотрит телеканал «Культура» и мою программу «Агора» соответственно, я отвечаю, что, наверное, столько же, сколько в Советском Союзе людей читало толстые литературные журналы. Думаю, что и в разговоре про музеи нам стоит говорить о том, сколько людей ходит в них по-настоящему».
Затронул Михаил Швыдкой и тему никому уже не чуждого искусственного интеллекта.
«В силу развития технологий происходит определенное упрощение как в жизни в принципе, так и в культуре. Одной своей приятельнице я сказал, что не могу с ней встретиться, потому что мне надо написать колонку в «Российскую газету». Она говорит: «Да ладно, какая тема?» И через пять минут присылает мне колонку – вполне себе складную. Я говорю, что есть одна проблема: она получилась довольно обезличенной. А приятельница отвечает: «Дай еще три минуты, пришлю колонку, написанную в твоем стиле». И действительно прислала. Сегодня кажется, что вообще всех нас можно заменить. Хотя это чистая неправда, потому что даже самый умный искусственный интеллект работает с загруженным материалом, с массивом культуры, который уже создан. А человек работает с тем, чего еще сам не знает. И в этом наша прелесть».
Гранты на спектакль в «Л-52» и настолки по «вселенной Бажова»
Еще на форуме вручались награды лучшим музейщикам и гранты на новые проекты. В частности, Фонд Потанина распределил поддержку в программе «Креативный музей» среди 14 участников. Два проекта будут реализованы в Свердловской области.
Один из них, суммой более 3,6 млн рублей, получил сотрудник Музея истории Екатеринбурга – Константин Азанов. Название проекта запомнить невозможно, оно очень длинное – «Перфомативно-акустическое, конструктивистско-футуристическое и литературно-инженерное действо в двух этажах, с лестничным пролетом, коридором и двухсветным залом «Дом Будетлян». Но если разобраться, то всё довольно понятно: итогом станет иммерсивный спектакль по пространству Креативного кластера «Л52».
«Средства грантовой поддержки будут направлены Музеем истории Екатеринбурга на организацию работы наших нескольких творческих лабораторий – по конструктивизму, декорационному искусству, сценической речи и пластическому искусству, а также лаборатории конструктивного сувенира. Участие в лабораториях примут партнеры «Креативного кластера «Л52», студенты и педадоги Свердловского колледжа искусств и культуры и факультета современного танца Гуманитарного университета, а также простые горожане – всего несколько сотен человек, – рассказывает «ОГ» Константин Азанов. – Результатом работы лабораторий станет масштабный иммерсивный спектакль-действо по пространству Креативного кластера «Л52», это и бывший дом-коммуна «Госпромурал» по проспекту Ленина, 52, в котором примут участие 50 актеров, танцоров, музыкантов и вокалистов».
В музее анонсируют, что премьера спектакля состоится в мае 2026 года.
Еще один грант почти в пять млн рублей получил Объединенный музей писателей Урала, а именно заведующий Музеем П. П. Бажова в Екатеринбурге Георгий Григорьев. Поддержка оказана проекту «Камень, ящерка, бумага», в основе которого – разработка настольных игр по мотивам «вселенной сказов» Павла Бажова. В музее планируют выпустить несколько игр с разными сюжетами и концепциями.
Ранее «Областная газета» писала о том, что участники автотура «Ночи музеев» посетили дом-музей П. И. Чайковского, послушали песни тракторов и узнали историю одного из самых старых сел на Урале.