Стихографика Михаила Ураева: в Музее наивного искусства открылась финальная выставка фестиваля «Иное/Наивное»

Всего художник создал более 1 000 графических листов, альбомов и блокнотов

В Екатеринбурге в Музее наивного искусства представили последнюю экспозицию в рамках фестиваля другого искусства «ИНОЕ/НАИВНОЕ» — персональный проект карельского художника Михаила Ураева. Его произведения были предложены в дар музею еще при жизни автора и выставляются впервые. Зрители увидят графику, тексты и живопись, созданные самобытным художником за последние несколько лет.

Михаил Ураев — автор из Петрозаводска, который, не имея возможности посещать крупные музеи и видеть оригиналы великих мастеров, тем не менее развил свой пластический язык. Его творчество — это синтез визуального образа и вербального компонента в виде авторского рассказа или стиха. Используя шариковую ручку, карандаш и фломастеры, «он рисовал мир изнутри — так, как видят атомы».

Всего художник создал более 1 000 графических листов, альбомов и блокнотов. Через призму собственного мифа он прославлял Ван Гога, Ивана Селиванова, Нико Пиросмани и многих других авторов.

Фото, Павел Ворожцов, «Областная газета»

«Когда к нам пришла первая посылка с его работами, мы распаковывали ее буквально с замиранием сердца. И поняли: перед нами нечто исключительное, — вспоминает куратор выставки Яна Таушканова. — Работы Михаила Ураева были переданы музею самим автором при жизни. И хотя художник не дожил до открытия экспозиции — он скончался в апреле 2025 года, проект был им одобрен и ожидался с нетерпением».

Михаил Ураев не имел художественного образования и почти не покидал родного города, работая мойщиком деталей на заводе, и свободное время посвящавший рисованию и текстам.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

На его здоровье сказались последствия тяжелого врожденного диагноза — гидроцефалия. И решающую роль в судьбе художника сыграла библиотекарь Яна Жемойтолите. Она заметила его рисунки в читальном зале Национальной библиотеки Карелии, где стол № 7 стал для Михаила «мастерской». С альбома и фломастеров, подаренных ею с супругом, началась серия «Видимый и невидимый мир». В 2021 году Жемойтолите организовала его первую выставку, а позже передала работы в Музей наивного искусства.

«Мы даже пошли на исключение и подписали авторство на этикетках, иначе посетитель бы подумал, что перед ним не одна, а пять разных выставок. Такое многообразие — редкость даже среди художников-аутсайдеров», — подчеркивает куратор.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Выставка Михаила Ураева включает пять самостоятельных циклов, каждый из которых отражает ключевые направления его творчества. Это не просто формальные разделы, а разные способы художественного мышления, возникавшие у автора в разные периоды жизни.

«Видимый и невидимый мир» — самая спонтанная и непосредственная часть его работ. Образы рождались прямо в процессе, без заранее заданной композиции. Графика и текст соединились в единый поток, где стихотворные фразы и названия не поясняют, а усиливают восприятие, добавляя многослойность и внутреннее напряжение. Серия «Графика головной боли» построена на абстрактных рисунках, выполненных тушью и ручкой. Композиции созданы из точек, линий и штрихов, формирующих визуальный ритм. Каждое изображение — результат интуитивного действия, в котором нет фигуративности.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Цикл «Миры: Чюрлёниса» вдохновлен творчеством литовского художника Микалоюса Чюрлёниса. Ураев не повторяет его стиль, а вступает в личный диалог. Образы рождались как отклик на темы, близкие обоим авторам: соединение человека и космоса, музыки и визуального искусства. Серия «Портреты» состоит из выразительных зарисовок философов и художников, включая самоучек — Ивана Селиванова, Адольфа Вёльфли и других. В этих образах важна не точность, а эмоциональное переживание и личная связь. Эти портреты — попытка найти личную точку опоры и выстроить собственную художественную историю через чужие образы.

Фото: Павел Ворожцов, «Областная газета»

Что касается раздела «Пещера», он вдохновлен древними наскальными росписями. Художник не копирует первоисточник, а воссоздает архаический жест, с которым могли работать древние художники. Он многократно повторяет одни и те же мотивы — животных, силуэты — варьируя цвет и композицию. Работа над серией шла методично: автор оставался в рамках одной темы до тех пор, пока не исчерпывал ее возможности. Этот подход стал для него формой сосредоточенного, почти ритуального исследования.

Выставка Михаила Ураева будет открыта до 5 октября.

Анастасия Трускова

Ранее «Областная газета» писала о том, что в Полевском презентовали индустриальный художественный проект о человеке труда.

 

В Екатеринбурге открылась выставка картин погибшего участника СВО Владислава Мандрыгина

Выставка картин погибшего участника специальной военной операции Владислава Мандрыгина открылась на площадке свердловского филиала фонда...

В Сысертском округе масштабно пройдет «НЕмайская прогулка» с йогой, макраме и песнями под гитару

Вторая летняя «НЕмайская прогулка», посвященная поиску гармонии с собой, масштабно пройдет 10 августа в селе Щелкун — самой...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также