В Музейном комплексе в Верхней Пышме открылась новая зона с пассажирскими и грузовыми самолетами — «Аэроперрон». Площадку представили в преддверии Дня Воздушного флота России. Здесь уже сейчас можно увидеть пять моделей гражданской авиации второй половины ХХ века. Некоторые из них эксплуатируются по сей день.
Еще недавно здесь стоял забор, а теперь на открытой экспозиционной площадке (чья площадь за счет новой зоны значительно расширилась и достигает почти 15 Га) с военной и спецтехникой соседствуют гражданские самолеты.
«У нас наконец появилась отдельная зона, где мы можем представить те образцы гражданских и многоцелевых самолетов, которые у нас есть. Но в некотором роде сейчас работы только начинаются: мы создали аэроперрон, поставили самолеты, и теперь предстоит еще очень много трудов, чтобы их отреставрировать, привести в надлежащий вид», — отметил начальник отдела экспозиции Музейного комплекса в Верхней Пышме Андрей Зимин.
В этом и следующем году самолеты будут реставрировать как снаружи, так и внутри — восстанавливать приборное оборудование, где необходимо, и другие детали. Это нужно в том числе для того, чтобы в будущем обеспечить доступ посетителей прямо внутрь самолетов. В музее отметили, что авиареставрация — одна из самых трудоемких.
«Мы стараемся сохранять историю конкретного борта. У самолета, например, есть номер, и при реставрации, когда возвращали одному из экспонатов его первоначальный вид, он (номер) остается неизменным. И где возможно мы придерживаемся этого правила», — поделился Андрей Зимин.
Первым делом планируется оборудовать выдвижные трапы, чтобы у посетителей была возможность хотя бы через иллюминаторы заглянуть внутрь самолетов. Также экспонаты предстоит покрыть защитными средствами, чтобы те выдержали все капризы суровой уральской непогоды. Предполагается, что уже к ближайшей зиме самолеты будут защищены.
Тем не менее, несмотря на планы на реставрацию, с 13 августа самолеты будут постоянно доступны для обзора.

«15 лет назад в Музейном комплексе появился первый самолет — легендарный советский истребитель МиГ-21. За это время наша авиационная коллекция действительно разрослась. Сейчас наши гости увидят и самолеты, и вертолеты, и даже беспилотные летательные аппараты — всего около 70 единиц авиатехники.
Непосредственно на „Аэроперроне“ находятся пять экспонатов, которые представляют легендарные конструкторские бюро Советского Союза: Туполева, Яковлева, Антонова», — рассказывает начальник экскурсионного отдела музея Григорий Павлюков.
Перрон гражданской и транспортной авиации заняли как совершенно новые экспонаты, так и те, что посетители уже могли видеть раньше. Среди уже выставляемых, например, Ил-14. В 50-х он составлял основу авиапарка Аэрофлота.
«Порядка 30 стран в 50-е годы эксплуатировали Ил-14 либо на гражданских авиалиниях, либо в военно-воздушных силах. А ГДР, Чехословакия выпускали их на своей территории по советской лицензии», — уточняет Григорий Павлюков.
Среди экспонатов «Аэроперрона» Ил-14 продолжал летать дольше всех: первый рейс самолет совершил еще в 1956 году, и завершил «карьеру» лишь в 2007-м.
Среди новых экспонатов музея — Ан-24. Модель продолжают эксплуатировать и в наши дни. Корреспондентам «Областной газеты» одним из первых удалось заглянуть внутрь самолета, для посетителей музея эта опция в ближайшее время будет недоступна. Но после реставрации гости смогут осмотреть модели изнутри.

Экземпляр, представленный в коллекции, ранее был грузовым, поэтому внутри мы не найдем привычных пассажирских кресел — только небольшие скамеечки. Кроме того, этот самолет все годы службы — 30 лет — был в ведении министерства обороны. Мало что сейчас говорит о его военном прошлом, помимо особого номера, но можно представить, как когда-то с его борта спускались на парашютах солдаты воздушно-десантных войск.
В кабине пилота сохранилась большая часть приборов панели управления, и, забравшись в кресло капитана, можно легко вообразить себя командиром воздушного судна.
Як-40 хоть и поступил в коллекцию музея уже довольно давно, более 10 лет ждал своего часа: разместить самолет не было возможности. Сейчас гости увидят экспонат впервые. Самолет используется и по сей день, а в свое время — в 50-х-60-х годах — он эксплуатировался в порядка 40 странах мира и был вторым по массовости лайнером Советского Союза.
Ан-72 — самый новый из экспонатов, его приобрели уже во время строительства площадки. Из-за характерного размещения двигателей над крылом модель получила прозвище «Чебурашка». Серийно их начали выпускать только в середине 80-х годов. Всего было изготовлено менее 200 экземпляров, так что экспонат достаточно эксклюзивный. При этом самолеты этой модели летают до сих пор, при чем встретить его можно не только в России, но и за рубежом. У нас Ан-72 используется даже силовыми структурами — ФСБ, Росгвардией и не только.
Последний из экспонатов площадки — Ту-134 — один из самых массовых пассажирских самолетов, выпускавшихся в Советском Союзе. Самолет посетители музея могли видеть в коллекции и ранее. Его комплектация наиболее полная из представленных на «Аэроперроне» моделей, так что, вероятно, уже в следующем году он станет первым из экспонатов, куда можно будет заглянуть гостям музея и познакомиться с «начинкой».
Ранее «Областная газета» писала о том, что музейный комплекс в Верхней Пышме пополнил коллекцию советским многоцелевым самолетом Ан-72.