Музей архитектуры и дизайна, отмечающий нынче свой большой юбилей — 50-летие, преподнес, можно сказать, сам себе (и всем уральцам) подарок — юбилейный, пятый выпуск уже популярной серии «Архитекторы Свердловска-Екатеринбурга». Сверхзадача и пафос серии — рассказ о тех, кто формировал лицо столицы Урала.
«Мы начали с известных имен, — говорит директор музея Елена Штубова. — Моисей Рейшер (Белая башня, здание Администрации города, Широкореченский мемориал), Константин Бабыкин (здания Делового клуба — Свердловской филармонии, Театра оперы и балета, Управления Свердловской железной дороги), Сигизмунд Домбровский (набережные городского пруда, сквер Оперного, четыре Дома горсовета), Константин Узких (под его руководством разработан генплан застройки Свердловска до 2000 года, генеральные планы более 30 городов области). И вот — Вениамин Соколов, наиболее известные работы которого — „Городок чекистов“, спортгородок „Динамо“, знаковые сегодня объекты для эпохи авангарда…»
Благо, у эпохи авангарда есть много исследователей в Екатеринбурге. И, например, каталог «Вениамин Соколов», выпущенный к 135-летию со дня рождения архитектора, сопровождает обстоятельная статья кандидата архитектуры профессора УрГАХУ Леонида Смирнова, который убежден: Соколов изменил облик старого Екатеринбурга на столичный.

«Одним из главных девизов архитектурного авангарда и его составной части — конструктивизма — стало „Больше света, воздуха, солнца“. Вот откуда возникла созданная полукругом гостиница „Исеть“ — нынешнее украшение „Городка чекистов“, да и всего Екатеринбурга», — сказал на презентации Леонид Смирнов.
А ректор УрГАХУ Александр Долгов добавил:
«Архитектор Вениамин Соколов, как Овечкин в хоккее, „забросил больше всех шайб“. У него — под 900 объектов! Причем в любой парадигме, меняющейся со временем, он создавал блестящие образцы, даже когда ему поручили панельное домостроение. Это был творческий вызов, но он и с ним справился. Вениамин Соколов — это наш Ле Корбюзье…»
Участники презентации первого «созвездия» в серии «Архитекторы Свердловска—Екатеринбурга» сошлись в одном: все герои — как вышедших каталогов, так и тех, что готовятся, — давно заслуживают того, чтобы быть отмечены-прославлены в пространстве и истории Урала, и уральского зодчества. Серия, посвященная зодчим Каменного Пояса, направлена на популяризацию фондового собрания, а только в Музее архитектуры и дизайна — более 200 личных архивов уральских архитекторов. Руководство музея, создатели серии обещают: в издании будут стремиться к заветной цифре 200. Но при этом понимают: важно показать не только объекты уральских зодчих, но отразить творческий путь каждого.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге открыли мемориальную доску одному из самых известных художников города — Виталию Воловичу.