Концертами в Уральском музыкальном колледже и Свердловской филармонии знаменитый оркестр «Лицей-камерата» отмечает 60-летие. С чистым сердцем, без натяжки, можно сказать, что это и личная «дата» заслуженного артиста России Вольфа Усминского, который практически все эти годы — художественный руководитель и дирижер оркестра.
Дарование скрипача-исполнителя вело его иным путем. Он 20 лет был «первой скрипкой», концертмейстером в Свердловском оперном. Соло Усминского в «Лебедином озере» зрители приходили слушать специально. Сам Иван Козловский выбрал его для записи великой «Я встретил вас…» — и эта запись есть, история сохранила ее. Но еще в детстве ему словно был подан другой знак. Лет в 12 он попал на «Риголетто». Едва началась опера, он встал со своего приставного стульчика, подошел к оркестровой яме и весь спектакль простоял тут. Его абсолютно не интересовало, что происходило на сцене — его заворожил оркестр. Ансамбль музыкантов и дирижер, который, не касаясь инструмента, тоже создает Музыку.
Возможно, поэтому, когда однажды ему случилось заменить на репетиции учебного оркестра музыкальной школы-десятилетки приболевшего дирижера, через полчаса многим стало очевидно: вот — готовый руководитель. Ему и сказали: «Беритесь за оркестр».
Есть дирижеры-махальщики, а есть музыканты. Вольф Усминский — Музыкант. Но еще в нем был дар, так необходимый юношескому оркестру, ребятам, которые «учатся на музыканта». Через полчаса оркестр заиграл по-другому. Без окриков и одергиваний. Без педагогического «кнута». Усминский раскрывал талант каждого как-то по-своему…
И раскрывает по сей день. Вот уже 60 лет. Не случайно же, не чудом, не по мановению волшебной палочки «всего-то» учебный оркестр Уральского музыкального колледжа превратился в знаменитый оркестр «Лицей-камерата», известный не только в России, но выступавший и в Вене, и в Стокгольме. Впрочем… Именно по мановению. Именно — дирижерской палочки Вольфа Усминского.
«Я знаю, как НЕ надо делать»
Он сам когда-то, в этой школе для одаренных детей-музыкантов, учился у великого педагога Петра Столярского, а тот, помимо колоссальной интуиции на талант, отличался еще и чувством юмора (из его «перлов» выпускники составили объемный цитатник). Мягкое чувство юмора, самоирония свойственны и Вольфу Львовичу. Даже когда он отвечает на «серьезные» вопросы о своих преподавательских секретах. Вспоминает фразу из «Отелло»: «Какой пример даете вы солдату?» И, словно отвечая Шекспиру, — уже от себя: «Хороший генерал помнит, как был солдатом. А потому прежде всего я знаю, как НЕ надо делать. Иду от противного». Тут же приводит пример: он как дирижер и хотел бы, может, исполнить с оркестром что-то выдающееся и сложное вроде «Фантастической симфонии» Берлиоза, но — нельзя. «Я же покалечу их как музыкантов. Программу подбираю по их умению».
Не думайте, что это снисходительность Маэстро. Это педагогический талант. И мудрость. Про ребят же, которые заняты в юбилейных концертах, Усминский сам сказал: они уже сегодня могут сесть в любой оркестр. Более того: он назначил наше интервью на день концерта, часа за полтора. Вообще-то, оркестр репетировал в это время. Переживаю: как же ребята без дирижера? Всё с той же мягкой полуулыбкой Усминский успокоил: «Не волнуйтесь. К пульту встанет концертмейстер. Они должны всё уметь и сами». Сумели. Виртуозно сыграв на концерте Моцарта, Респиги, Вивальди, Чайковского, Штрауса…
За 60 лет через оркестр «Лицей-камерата» (название для начавшего активную концертную деятельность оркестра тоже придумал когда-то Усминский), через его руки и под его «волшебной палочкой» дирижера прошли более 900 воспитанников. Многие играют сегодня в лучших столичных оркестрах России и оркестрах мира. Когда уральские музыканты встречаются на гастролях с коллегами, то и дело слышат вопрос: «Как там Вольф Львович?»
Прекрасно! В свои 93 года он каждый день в 9:00 уже в музыкальном колледже и продолжает взращивать таланты. Кстати, к слову «талант» относится осторожно. «Талант» — редкость. «Гений» — вообще единицы. «Одаренный» — вот так более правильно. Но «одаренный» — все равно уже отмеченный свыше. И дар надо заметить (как золотоискатель, почувствовать: «Вот здесь надо искать!»), отметить, развивать. И тут как руководитель струнного отделения колледжа (скрипки, альты, виолончели, контрабасы) Усминский больше спрашивает с… педагогов. Они должны влюбить ученика в свой предмет. Приложить максимум усилий, чтобы юный талант раскрылся. Состоялся. При этом сами дети должны понять: даже при условии их одаренности в успехе только 10 процентов — творческие способности, а 90 — трудоспособность. Что же касается старших наставников, на то они и старшие, чтобы сознавать: не власть и не менторские поучения определяют в творчестве успех. И уже тем более немыслимо прилюдно «воспитывать» творца. Пусть даже юного. Вольф Львович вспомнил: однажды на репетиции оркестра он понял, что у одной девочки что-то не получается. «Я полминуты во время исполнения смотрел только на нее. На другой день, встретив меня, она смущенно сказала: «Я все выучила…»
«Играйте Баха, а не Оффенбаха»
Диву даешься, насколько же его хватает в его годы. Не только я дивлюсь — сам колледж. И бережет-лелеет своих стажистов, отлично понимая, что в творчестве, в том числе оркестровом, мастерство передается из рук в руки. Никак иначе. В 2000 году по инициативе профессора Уральской консерватории, художественного руководителя «Лицей-камераты» Вольфа Усминского на Урале стартовал Демидовский Международный юношеский конкурс скрипачей «ДеМЮКС». Цель проекта — выявление молодых талантливых исполнителей и создание благоприятных условий для развития российской скрипичной школы. В «ДеМЮКСе» участвуют дети с 12 лет. Но следом он придумал «Дебют», где участвуют еще более юные музыканты, которым он, кстати, терпеливо, по-отечески, объясняет: «громко и быстро» — не главное в музыке. А в стиле своего учителя-наставника Петра Столярского может даже сказать: «Играйте Баха, а не Оффенбаха».
Совсем недавнее — участие Вольфа Усминского и его воспитанников в оркестровых сессиях «Сириуса». Он и на этом уровне не кондово-поучающе, а профессионально и увлекательно показывает: исполнять музыку сольно и в ансамбле — две большие разницы. Его слышат. Им восхищаются. У него учатся.
В поисках потерянного звука…
У него же самого профессиональной, человеческой болью с каждым годом все острее — проблема звука у музыкантов.
— Такого звука, как у Ойстраха на скрипке, Гилельса на рояле — увы, нет сегодня. Когда Кнушевицкий играл на виолончели «Аве Мария» Шуберта (там есть две кантилены, певучие вариации!), у слушателей слезы в глазах стояли. Сегодня каждый второй музыкант — лауреат, но… У них неплохой звук. Хороший. Но — некрасивый…
Вот об этом Вольф Львович по приглашению Москвы говорил недавно в федеральном радиоцикле «В поисках потерянного звука».
Где-то — потерянного. Но художественный руководитель оркестра «Лицей-камерата» Вольф Усминский вот уже шесть десятилетий пытается хранить эталонное звучание в исполнении своих учеников. Недавно на Пасхальный фестиваль в Екатеринбург приезжал Валерий Гергиев. Вольф Львович увидел в его оркестре девушку, некогда засветившуюся на «ДеМЮКС». Подошел поговорить. Гергиев спрашивает с улыбкой: «А со мной не хотите пообщаться?» Пообщались. В конце диалога двух дирижеров о мастерстве и проблемах музыкантов Гергиев с уважением отметил: «ВАШИ всё знают…».
Ранее «Областная газета» писала о том, что фестиваль «Безумные дни» собирает голоса свердловчан в рамках просветительского проекта «Достижения.рф».