Органу в Свердловской филармонии исполнилось 50 лет

31 октября 1973 года в Свердловске стартовал первый органный сезон

Золотой юбилей — как водится, явление масштабное. Вот и орган Свердловской филармонии отмечает его в несколько этапов: от ожидаемой в таких случаях фотовыставки-летописи до неожиданного турнира «Короли органа». По случаю «золотой даты» был даже испечен торт-эксклюзив, с фейерверками. И хоть в соответствии с праздничным настроением звучали шутки вроде «Орган-то съедобный» или «Кто съел клавиатуру?» — все понимали: событие историческое.

На днях рождения, тем более — юбилеях, что вспоминают непременно? Правильно: первые шаги новорожденного. С органом — как с человеком. Любопытны те же аспекты. Разве что в силу общественного резонанса, который «король инструментов» имеет сегодня не только в регионе — в России, в этом случае и любопытство масштабнее, и «семейный альбом» круче.

В качестве «семейного альбома» — фотовыставка, она сама по себе — явление: тут про первые органные сезоны на Урале, про органистов и хранителей органа Свердловской филармонии, про известных органистов на уральской сцене и орган в регионе… «Этапы большого пути». Действительно, этапы. Действительно, пути большого и впечатляющего.

№ 2000. Эксклюзивный. Единственный

Фото: Павел Ворожцов

Все началось в 1960-е: в тогдашнем СССР была принята программа органостроения. В 1967-м, в рамках программы, Свердловская филармония отправила в минкульт запрос на первый большой концертный орган для Урала. В 1970-м — заключен договор с фирмой «Sauer» на постройку, перевозку и монтаж инструмента. Любопытно: после 1917 года это был первый «заход» известной фирмы в страну, а предназначенный для Урала инструмент получил «№ 2000». Эксклюзивный. Единственный в своем роде.

В июле 1973 года инструмент монтировался на сцене Свердловской филармонии, затем три месяца — интонировка и настройка. 30 октября предстояло подписать акт приемки. Но сначала инструмент должен был зазвучать. Он и прозвучал — первыми слушателями стали строители. А уже 31 октября стартовал первый органный сезон. «Старт» длился три дня: интерес уральцев к событию был велик.

И это — только самое начало. Еще пока отдельные концерты, каждый из которых в ту пору «тянул» на историческое событие. Потом «король» по нарастающей начал овладевать сердцами и… территориями. В 1992-м — первый абонемент на органные концерты, предполагающий системность общения с этой музыкой. Для сравнения: через сезон было уже четыре органных абонемента, а сегодня их — девять! На все возрасты и музыкальные предпочтения. Дальше — запись первого диска, первые трансляции органного концерта…

Выставка, открытая в фойе возле Большого зала, позволяет вспомнить самое резонансное из истории свердловского «короля инструментов»: даты, события, людей. Но вот о чем, в силу ограниченности пространства, мало подробностей — а вспомнить надо бы. Обязательно.

Хоть «у природы нет плохой погоды», орган, как и человек, реагирует на колебания извне. Температурный режим, вентиляция, режим влажности — все сказывается. Возраст тоже. За 50-летнюю историю свердловскому органу дважды потребовалась техническая помощь. А значит — средства. Дважды устраивались благотворительные акции — «Спасем орган» и «Сохраним орган». Помогал не только бюджет Свердловской области, помогали сами любители музыки. Только в первую акцию было свыше 700 дарителей: взносы — от 30 копеек до 32 тысяч рублей.

Орган спасли. И сохранили. У него появилась даже компьютерная начинка, что оптимизировало работу органиста. Сегодня многие знаковые события Свердловской филармонии так или иначе связаны с органом (или он с ними): фестиваль «Евразия«, Симфонический форум, Bach-fest, «Безумные дни».

Голос «короля»: для романтики, барокко, но не только…

Выставка о Свердловском органе, открытая в фойе возле Большого зала. Фото: Павел Ворожцов

За 50-летнюю историю свердловского «короля инструментов» на нем играли 208 органистов из 20 стран мира. Многие не по разу. Что касается «своих» органистов, за 50 лет их было всего четверо. С 2002 года, уже более 20 лет, — лауреат международных конкурсов Тарас Багинец.

Слушатели знают его не только по концертам, но и по экскурсиям, которые пользуются бешеной популярностью. В дни юбилея «сподобилась» и пресса: и нам провели экскурсию к этому трехэтажному «дому». Пересказать невозможно. Это все равно, как если бы тебе «только на ночь» дали бестселлер. В короткое время пытаешься узнать и запомнить максимум. Но это же глыба. Отдельный мир. Вселенная.

Например, узнаем, что для создания певучего звука органа его металлические трубы делаются из мягкого сплава олова и свинца — он должен быть текучим, пластичным. Тогда звук становится объемным. При реконструкции органа в 1997-м к имевшимся трубам добавили еще 260. Сейчас их — 4 120. Что это дает? Большие возможности. Всего-то, кажется: органист нажимает клавишу — в назначенную трубу попадает воздух. Задача несложная, но, по словам Тараса Багинца, органостроители бьются над этим все 2 200 лет истории органа.

Тарас Багинец рассказывает про механику движения воздуха в органе, про отличия фортепиано от органа (вроде бы и там, и там — клавиши), предельную важность акустики. Показывает, как звучат металлические и деревянные трубы в разных регистрах — и мы слышим то шелковый звук, то едкий. И понятно же, что нет одинаковых инструментов, нет одинаковых звучаний.

На вопрос «ОГ», какие эпитеты подходят к «голосу» нашего короля, Тарас Багинец отвечает:

— «Голос» довольно мягкий, при этом не расплывается в акустике, достаточно конкретный. Звук, который изначально был в 1973 году, очень хорош был для немецкой романтики и для музыки барокко, если без особых претензий на аутентизм. Были вопросы по французскому репертуару, но реконструкция 2014 года расширила возможности и в эту сторону. Сегодня играть можно практически все. Конечно, инструмент не будет звучать так, как церковный орган (некоторым из них по 400 лет), в исторических темперациях, интонировке. Это все-таки концертный орган. Этой истории меньше 150 лет. Но из них 50 лет — наша история…

Фото: Павел Ворожцов

По случаю юбилея органа Свердловская филармония запустила турнир «Короли органа». В рамках его пройдут и уже начались дуэли «мэтров», «молодых лауреатов» и «леди» органа. Победителей определяют слушатели. Суперфинал в июне 2024 года. Но на любой стадии — от полуфинала до суперфинала — мы все равно услышим лучших!

Ранее «Областная газета» писала о том, что почти 2 200 свердловчан пришли на концерты проекта «Органный концертный зал».

Асбест отметил День города

29 июня Асбест отметил День города. В этом году ему исполнился 91 год. С праздником асбестовцев поздравили губернатор...

В Верхнепышминском районе завершается строительство школы

В поселке Кедровое Верхнепышминского городского округа подходит к концу строительство школы, сообщил депутат Законодательного собрания Свердловской...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также