Лауреатом премии губернатора Свердловской области «За выдающийся вклад в сохранение и развитие художественного образования на Среднем Урале» по итогам 2023 года стала Елена Бартновская, директор и преподаватель екатеринбургской Детской музыкальной школы № 7 им. Рахманинова. Школе 60 лет, больше 30 лет в ней — Елена Евгеньевна. Принимая награду, она поблагодарила… «от имени многодетной матери, имеющей 580 детей от 2 до 17 лет».
— 580, понятно, — количество учащихся. Но неужели вы учите музыке с двух лет? Трудно же сфокусировать внимание малыша…
— Тем не менее! Кстати, эти группы пользуются большим спросом. Конечно, малыши приходят с мамами, но — занимаются… У нас замечательная команда преподавателей — молодая, креативная. Это мои же ученики, которые закончили хоровые отделения в училище, в консерватории. Люди творческие. Постоянно что-то изобретают. Идет и музыкальное развитие ребенка, и общее. Когда я пришла в школу 30 лет назад, самыми младшими учениками были семилетки. Потом стали брать шестилеток. Через пару лет — пятилеток… Чем раньше — тем успешнее образование, развитие. Кстати, в Екатеринбурге был уже опыт, когда мамочки, вынашивающие ребенка, приходили на занятия в музыкальную школу: слушали классическую музыку, стихи читали. А как только ребенок родился, мама уже с этим «кулечком» приходила на занятия музыкой. Думаю, и мы дойдем до этого.
«Подняли не только Россию — заграницу…»
— Принимая награду, вы поклонились и памяти «отца-строителя, который десять лет назад взял вас за руку и привел в известное архитектурное бюро…»
— Если бы не отец — я бы, как многие, сидела, мечтала и взывала: помогите. Но благодаря ему мы и начали делать эскизный проект второго учебного корпуса. Старое здание (1949 года постройки) соединится галереей с новым. Преодолеваем все необходимые стадии согласования. Я такие «строительные университеты» прохожу, вы себе не представляете.
Но многое делали и сами. Даже на краудфандинг зашли с проектом «Мы строим школу» и 500 тысяч рублей заработали. Подняли не только Россию, но и заграницу, где наши выпускники теперь живут. И они нам денежки присылали на земельные изыскания, на проектно-сметную документацию. Потому и город обратил на нас внимание. В 2024–2025 годах будем строить.
— Волею судеб вы оказались вовлечены в несвойственный музыканту процесс. Но, судя по всему, музыка все равно на первом месте. На вручении губернаторских премий вы выступили с вашим известным хором «Глория». Кстати, почему «Глория»?
— Это было много лет назад, 1996-м. Наш школьный хор собирался на первый конкурс — в Грецию. Нужно было прислать туда видео. Ехали на киностудию, чтобы сделать запись и быть допущенными к очному участию. И тут подумали: пора иметь имя. Прямо по дороге, в трамвае, начали обсуждать. Кто-то вспомнил бардовское: «Глория по-русски значит слава». Посмотрели друг на друга: это наше! И вот хору 37 лет, 35 из них он носит имя «Глория». Сейчас уже дети моих учеников в нем поют. И дети-то уже достаточно взрослые…
Ассамблеи? Давайте попробуем
— Премией «За выдающийся вклад…» отмечены, в числе прочих ваших заслуг, масштабные проекты «Исторические хоровые концерты» и «Хоровые ассамблеи Евразия Кантат». Что это за «ассамблеи» в XXI веке?
— В начале своей биографии мы много ездили на конкурсы в другие города. Как-то раз возвращаемся, и мои ученики говорят: а давайте у нас в городе организуем конкурс! «Давайте попробуем», — ответила я. Это было в 2010-м. Город еще не проводил хоровых конкурсов, их и в России-то было мало (в основном Москва, Петербург), поэтому согласования были сложные. Тем более что мы задумали конкурс международный. И хотя не всем, от кого зависела судьба конкурса, нравилось его название («Сложное; уберите слово „ассамблеи“), в 2011 году мы запустили этот проект. И первые заявки пришли от Словакии и… Конго.
Конкурс проходит раз в два года. Что радует — очень активно к нам ездят большие студенческие хоры, даже из столиц. Физики, математики… Хор Университета имени Лобачевского (Нижний Новгород) в этом году получил Гран-при. Каждый раз — праздник в городе на нескольких площадках!
Что касается «Исторических хоровых концертов», мы второй раз выигрываем грант Президентского фонда культурных инициатив. Идея идет от «Исторических хоровых концертов», что проводились в конце XIX века Синодальным хором России. Мы в прошлом году провели «…концерты», в этом — «Исторические хоровые собрания». Сделали акцент на личностях тех, кто стоял у истоков развития хоровой музыки. И не только в России. В этом году пели и зарубежную музыку. Такие пласты исторические поднимаем, уникальные! И поют у нас все учебные хоры: от детских школ искусств до хора Уральской консерватории. Наш эксперт-консультант профессор консерватории Алла Григорьевна Литвина в свое время училась у Юрлова и Минина. Она у нас мозг проекта, а я (смеется) — руки-ноги. Кстати, в прошлом году у нас на «хоровых диалогах» был выдающийся хоровой дирижер Владимир Николаевич Минин. Проводил мастер-классы. Творческая встреча с ним была… В общем, в этом проекте мы «перешли на личности», поскольку считаем: роль личности в культуре велика.
— А роль хорового пения»? В отличие от сольного? Почему вам так дорого возрождение этой культуры?
— Хор — особая жизнь. Это коллектив, который никогда не даст тебе пропасть. Всегда найдется тот, кто поймет, поддержит, подскажет. В коллективе ты чувствуешь уверенность. Сейчас вот появился хор любителей пения в Свердловской филармонии, хор в «Синара-центре» — как здорово! Пошло возрождение любительских хоров. Что касается детских коллективов — есть небольшая проблема с репертуаром. В советское время его основой была песня, патриотическая. Она объединяла. В 1990-е всё это рухнуло. Классику петь не особенно умели. А песня ушла. Так что сейчас много работаем над репертуаром.
Хор — это живые голоса. Живые глаза детей, которые должны от тебя, дирижера, что-то взять. А дети нынче другие — со смартфонами. Время такое. Ничего страшного не вижу. Другое дело, что приходится искать — чем их «прикупить», чтоб посвятить в свою веру. В музыку. Имя Рахманинова помогает. Как мы бились за него!
Имя Рахманинова помогает
— «Бились»? А какие еще были варианты?
— Свиридов, Шостакович… До этого только одна школа на Уралмаше, старейшая, с богатой историей и традициями, носила имя Глинки. Больше именных школ не было. Имена Мусоргского и Чайковского уже были «заняты». Конечно, мы замахнулись: Рахманинов — величайшая фигура в русской музыке. До сих пор помню, как в администрации города я доказывала, почему мы заслуживаем носить имя Рахманинова. И в 1996 году указом главы Екатеринбурга школе было присвоено имя композитора. Поначалу, правда, когда нас объявляли — интонация была немного скептической. Возможно, казалось: мы этого не заслуживаем. Тогда. Но нынешние успехи школы — совсем иное дело. Оправдали. Гордимся.
Нынче в связи с юбилеем Рахманинова провели конкурс на кубок нашей школы, но — городской! Сделали два очень красивых кубка (для юного и взрослого участника) — с лирой, уральскими камнями. Счастливы были те, кто их получил. Такого больше нет. Конкурс, кубок — единственный и неповторимый. Решили проводить раз в пять лет, в рахманиновские юбилеи.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Лесном состоялся семинар для преподавателей детских школ искусств Свердловской области.
Опубликовано в № 290 (9805) от 22 декабря 2023 года.