Экзамен на джаз: в Екатеринбурге выбирали лучший джазовый коллектив — он выступит в Москве

Московский джазовый фестиваль — самый масштабный проект за всю историю отечественного джазового движения

В Екатеринбурге состоялись очные прослушивания III Всероссийского конкурса джазовых коллективов в рамках Московского джазового фестиваля. В числе экспертов — сам Игорь Бутман. Народный артист России. Всемирно известный саксофонист.

Московский джазовый фестиваль — самый масштабный проект за всю историю отечественного джазового движения. С 10 по 16 июня за семь дней в столице выступят более 1000 артистов из России и стран зарубежья. Прослушивания по России проходят при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, в нашем регионе — и при поддержке министерства культуры Свердловской области.

В клубе EverJazz на прослушиваниях — шесть уральских коллективов: Seven note collective, FUNK POWER, Музком–бенд, Трио Сергея Чашкина, StageBand, PROVANS. За 15 минут до начала — экспресс–интервью с Игорем Бутманом и первый вопрос от «ОГ»: «Чтобы понравиться экспертам, необходимо ЧТО? Критерии отбора?».

— По репертуару — все что угодно. Но — с задором. Оригинально. По всем правилам джазового искусства, — отвечает Игорь Бутман. — Чтоб это не было художественной самодеятельностью. Чтобы музыку, которая называется джазом, можно было представить в Европе, Америке, Бразилии, Китае, Японии. Исполнительское мастерство должно быть высочайшего уровня. Поэтому — и конкурс. Не по записям, а вживую. Конечно, важна и презентация: как люди стоят, как играют, как получают друг от друга удовольствие. Но в первую очередь — мастерство джазового исполнительства.

Екатеринбург, по оценке маэстро, — один из продвинутых городов в смысле джаза: «Тут есть джаз–клуб, который работает каждый день. Значит, есть люди, которые здесь выступают. Соответственно — и те, кто слушает. А плохую джазовую музыку слушать не придут…».

Игорь Бутман. Фото: Борис Ярков

Каждый коллектив–участник исполняет одну композицию на три минуты. Это строго для всех. А есть ли ограничения–предпочтения по репертуару?

— Джазовые стандарты уже все сыграли. А где твое? Хотелось бы, чтобы вокальный джаз звучал и на русском языке, — говорит Игорь Бутман. — Все учатся петь джаз по–английски. А мне кажется, надо иметь в репертуаре и английские песни, и русские. Сегодня известные российские музыканты все чаще импровизируют на наши отечественные песни. То, что мы любили в детстве, появляется в новой интересной обработке. Казалось бы, уже 150 раз пели «Черный кот», но поменяли гармонию — в другой тональности зазвучало, свежо. Я с коллегами записал диск, где мы играем песни из мультфильмов и детских фильмов — «Прекрасное далеко», «Медведица», «Я на солнышке сижу». Импровизируют величайшие мастера джаза! И это органичнее звучит, чем джазовый стандарт, который все знают. Впрочем, неважно — оригинальная это обработка, собственная композиция или джазовый стандарт. Главное, чтоб в целом был ансамбль, где каждый друг друга стоит…

На прослушиваниях — не только участники, но и, по шутливому выражению экспертов, «сочувствующие». Зрители. Интересно, учитывают ли эксперты восприятие зала?

— Да, для меня это всегда очень важно, — отвечает Игорь Бутман. — Если зрители аплодируют не так, как хотелось бы, смотрю — что надо сделать. Значит, что–то не донес. Или публика не вошла в ритм с нами. А вот если музыкально пошутил и видишь улыбки — значит, «прошло». Много лет назад, когда мы репетировали с Михаилом Казаковым, актеры донимали его — что да как надо. В конце концов он сказал: «Ребята, публика вам покажет, как играть». Любые эмоции зрителей многое значат…

Эмоции экспертов — тем более! Когда пару–тройку раз мэтры аплодировали не по окончанию композиции, а в ходе исполнения — было ясно: случилась некая магия! Тот самый ДЖАЗ.

Что будет оценено высшим баллом, кто станет победителем — узнаем 11 марта на сайте Московского джазового фестиваля. Игорь Бутман после Челябинска, Перми, Екатеринбурга отправился в другие регионы России, но у нас он еще дал мастер–класс в Кушвинской школе искусств.

Ранее «Областная газета» писала о том, что саксофонисты мирового уровня дали мастер-класс в кушвинской школе искусств.

Опубликовано в № 39 (9850) от 23 февраля 2024 года.

«Фолк-перекресток»: Уральский центр народного искусства объединил в День народного единства жанры и регионы России

Буквально накануне, в первые дни ноября, Уральский центр народного искусства принимал на своей площадке Всероссийский фестиваль...

Премьера мюзикла «Василиса» состоялась в парке «Россия — моя история» в Екатеринбурге

В историческом парке «Россия — моя история» 4 ноября также прошли мероприятия, посвященные Дню народного единства. На площадке...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также